Записки на полях

НАЕДИНЕ С ВАМИ  

Предлагаем вашему вниманию новую страницу сайта, которую ведёт редактор редакционно-издательского сектора КНУЦ Светлана ШИДЛОВСКАЯ. Это своеобразный заочный диалог с посетителями нашего сайта, и вы в любую минуту можете присоединиться к доверительному разговору. Оставляйте свои комментарии, пишите о том, что вас волнует.

 

всё подвластно пытливым умам участников краевой музыкально-теоретической олимпиады, состоявшейся в Красноярске.

Олимпиада ежегодно собирает заинтересованных юных музыкантов-теоретиков – учащихся детских школ искусств. Так, в середине февраля в Красноярский колледж искусств имени П.И. Иванова-Радкевича съехалось около 100 человек. Причём, как и в прошлый раз, не от всех требовалось личное присутствие, поскольку самая творческая номинация «Юный композитор» – для удобства ребят из отдалённых территорий – предусматривает заочное участие: всего-то требовалось заблаговременно прислать жюри собственные музыкальные творения на определённую тему. Но на самом деле не всё так просто.

Учащимся 1–4 классов было предложено придумать инструментальный или вокальный портрет Иванушки-дурачка – литературного героя Петра Ершова из сказки «Конёк-горбунок», а учащимся 5–8 классов выпало не менее замысловатое задание – представить свои музыкальные фантазии к живописным произведениям Михаила Врубеля «Демон сидящий» или «Царевна-Лебедь». Было над чем подумать!

Однако практика прошлых лет показывает, что юных сочинителей сложные задания не пугают, а, напротив, мобилизуют. Как доказательство тому – «Сборник произведений юных композиторов Красноярского края», изданный недавно Красноярским краевым научно-учебным центром кадров культуры по итогам конкурса 2015 года. Все детские пьесы, вошедшие в сборник, интересные, разнохарактерные, хотя написаны на одни и те же стихи – Даниила Хармса и Александра Блока, а также на свободную тему.

Радует, что в списке победителей номинации «Юный композитор»-2016 значатся как новые фамилии – Бобуркова  Таисия, Коваленко Софья, Прудников Севастьян, Болквадзе Анастасия, так и уже знакомые по упомянутому сборнику – Попова Дарья, Шевелева Полина и Балбаева Алина (все они – воспитанники красноярских школ искусств), Залогина Татьяна из г. Иланского, Чебыкина Анастасия из п. Курагино. Гран-при присуждено Ульяновой Дарье (ДШИ № 9 г. Красноярска), которая и в прошлом году отличилась в старшей возрастной группе.

Витиеваты, разнообразны задания и в других олимпиадных конкурсах, где ребята слушают музыку, определяя названия пьес и их авторов, жанры, темп, размер,  дописывают окончания предложенных мелодий, вспоминают тексты песен и оперируют такими мудрёными понятиями, которые человеку несведущему кажутся непостижимыми. Например, справитесь ли вы со строением аккордов, знаете ли, что такое квинтсекстаккорд?..    

А ребята знают и неплохо справляются. Причём некоторые из них участвуют одновременно в нескольких номинациях и довольно успешно. Особенно это удаётся учащимся из краевого центра. Например, Климчук Анастасия (ДМШ № 2) заслужила Гран-при по сольфеджио и второе место – как композитор; Арасланова Алиса (ДМШ № 10) также удостоена Гран-при по сольфеджио и третьего места по музыкальной литературе; Сопов Антон (ДМШ № 2) добыл сразу два первых места.

Орлов Никита (ДШИ № 8) собрал весь пьедестал  – ему удалось стать лауреатом в трёх дисциплинах! В его копилке первое место по музыкальной литературе, второе – по сольфеджио и третье – за  авторское сочинение. Кроме того, Никита знаком педагогам и сверстникам как исполнитель-пианист – он постоянный участник и призёр инструментальных конкурсов.

Вошла в число победителей музыкально-теоретической олимпиады известная в Красноярске юная скрипачка Манза Дарья (ДШИ № 8), в багаже которой множество наград – от городского уровня до международного. На олимпиаде старательной и одарённой Даше покорились первая и третья ступени.

Как видим, изучение теории музыки хорошо помогает подрастающим музыкантам, многие из которых обязательно станут профессионалами, а общая эрудиция поддерживает в любом деле. Да, и такая сложная номинация – «Эрудит» – уже не первый год значилась в олимпиадной программе. И очень отрадно, что самый высокий уровень в ней показали воспитанники детских музыкальных школ из с. Каратузского – Вищуренко Юлия (первое место), из г. Зеленогорска – Жигулов Ефим и Жмурова Арина (второе и третье место соответственно), п. Берёзовка – Кунден-оол Марина (второе место). А ведь здесь необходима не только музыкально-теоретическая подкованность, но и общая осведомлённость: о различных фактах из жизни композиторов, произведениях, цитатах, памятниках...

Все эти увлекательные задания составляют преподаватели отделения теории музыки Красноярского колледжа искусств имени П.И. Иванова-Радкевича, они же являются постоянными членами жюри под председательством кандидата искусствоведения Ирины Игнатьевны Волонт.

Для того чтобы накопленный материал был использован и в дальнейшем, теперь олимпиадные задания специально издаются в виде сборников для педагогов-теоретиков музыкальных школ, которым они пригодятся и на уроках, и при подготовке учеников к олимпиаде. Однако на следующий год задания будут обязательно новыми, и ребятам снова придётся призвать на помощь все свои знания, догадливость и эрудицию.

И ещё неизвестно, кто больше радуется их победам и достижениям – они сами или  терпеливые и преданные наставники, такие как В.В. Пономарёв, Т.А. Белова, Н.В. Попова, Л.В. Чамлик, А.С. Малкуш  (Красноярск), И.А. Борисова (Кодинск), А.И.  Дюрягина  (Каратузское), Е.Д. Денеко, С.В. Тумкина (Зеленогорск), Л.Н. Воробьёва (ЗАТО п. Солнечный) и многие-многие другие. Те, кто без лишней патетики каждодневно и настойчиво занимается с детьми и дарит им безбрежное море творчества под названием «музыка».

 

фото

 

Уже в полную силу хозяйничает заступивший в свои права 2016 год, и мы безропотно ему подчиняемся, но мыслями нередко возвращаемся к году ушедшему, анализируя, вспоминая, что он нам принёс, что подарил, чем удивил. Спрашивая себя, какой же подарок мне преподнёс 2015 год, я особо не сомневалась с выводом, быстро рассудив, что наиболее яркие впечатления были связаны с драматическим театром им. А.С. Пушкина, который я открыла для себя заново спустя много лет, и думаю, что не я одна…

«ПАСТУХ И ПАСТУШКА» РЯДОМ

Большое значение, конечно, имело долгожданное завершение реконструкции театра и открытие обновлённого здания в феврале прошлого года. Правда, увлечённая оперой, я поначалу восприняла эту информацию лишь как хорошую новость, не более того, и только осенью, благодаря приглашению знакомой, начала свои регулярные походы в драму.

Первый же спектакль, который мне посчастливилось посмотреть, – «Пастух и пастушка» по повести Виктора Астафьева (режиссёр-постановщик заслуженный деятель искусств России Алексей Песегов) – покорил сразу и окончательно, что отнюдь не случайно. Прекрасная проза нашего земляка-классика, волнующая военная тема, достойная постановка, потрясающая музыка и вдумчивая, трепетная игра актёров – всё это вкупе так сильно воздействует, что трудно сдерживать слёзы. Да и надо ли?..

Не для того ли трудился писатель и старался театральный коллектив, чтобы всколыхнуть сердца, показать ужас войны, её нелепость, чудовищное несоответствие с жизнью простых, далёких от политики людей?! И ужас, и нелепость усиливаются оттого, что главные герои – искренние, чистые, юные, не успевшие в годы мирной жизни познать любовь и встретившие друг друга, испытав короткое счастье, на военном перепутье.

Молодые и очень интересные актёры Никита Косачёв (Борис) и Анастасия Малеванова (Люся), на мой взгляд, блестяще справляются со своей сложной задачей – их героям веришь, ими восхищаешься, им сочувствуешь.

До глубины души пронизывает голос за кадром, читающий письма матери к сыну, полные любви, тепла родного дома и безумной тревоги, которую женщина всячески пытается скрыть. Голос, душевность и высочайшее мастерство принадлежат заслуженной артистке России Галине Саламатовой.

Как известно, премьера этого своевременного спектакля состоялась 9 мая 2015 года и была посвящена 70-летию Победы, и хочется верить, что «Пастух и пастушка» надолго задержатся в репертуаре театра и будут радовать, волновать, вызывать слёзы, задевать за живое красноярского (и не только красноярского) зрителя. А ещё хотелось бы, чтобы в зале как можно чаще появлялись школьники вместе с учителями литературы или классными руководителями. А то ведь как у нас обычно случается? То, что имеем, – не используем, не замечаем.

Взять для примера мемориальный комплекс и библиотеку-музей В.П. Астафьева в селе Овсянка. На родину нашего именитого земляка приезжают отовсюду, нередки гости из-за рубежа. Но очень ли многие красноярцы, дивногорцы, которым до астафьевских мест рукой подать, могут похвастать хотя бы единственным их посещением?.. Часто ли сюда наведываются студенты и учащиеся, если не брать в счёт массовый заезд во время детско-юношеского литературного фестиваля?..

Всегда ссылаемся на суету, нехватку времени. А современная пастораль, представленная краевым драматическим театром, как раз и учит – не мельчить, не суетиться, помнить о подвиге народа, ценить жизнь.

ОТ ДАМЫ ПИК ДО ЛЕОПОЛЬДА

После первой же успешной культурной вылазки захотелось посмотреть почти всё и сразу, однако это невозможно, поэтому пока удалось увидеть лишь немногое из того, что предлагает нам «Пушка» – как ласково именуют красноярцы свой старейший театр. Поскольку отношу себя к любителям классики и отчасти к разряду консерваторов, то в первую очередь предпочитаю выбирать спектакли, поставленные по пьесам знаменитых драматургов, либо по мотивам их произведений, к коим относится, например, «Дама ПиК», первоосновой которой стало великое пушкинское творение «Пиковая дама».

Непривычную постановку режиссёра Геннадия Тростянецкого одни ругают, называя её пошлой, другие хвалят, причисляя к очевидным удачам театра. Думается, что для фантасмагории разнополярные оценки – не так уж плохо. Лично мне в целом понравилось (хотя отдельные моменты всё же шокировали). Приятно поразила современная сценография, пришлось по нраву и напряжение, состояние любопытства, не покидавшее на протяжении всего действа. Одним словом, было интересно!

Не менее увлекательно открывать для себя новые имена актёров, поэтому немало добрых слов хочется сказать в адрес труппы, ведь именно актёрский состав представляет зрителю всё то, что было задумано авторами, режиссёрами, художниками и т.д. Ну и, конечно, благодаря собственному видению, уровню подготовки, способностям и таланту артисты создают разноликие образы. 

Наряду с многоопытными мастерами сцены, такими как Людмила и Эдуард Михненковы, Елена Привалихина, Виктор Лосьянов, Сергей Селеменев – все они заслуженные артисты России, в красноярской драме сегодня много молодых и начинающих актёров, которые играют увлечённо и рьяно, азартно и горячо, привнося в сценическую жизнь свою энергетику, свой нерв. Это Яна Няньчук и Максим Сарпов, Мария Алексеева и Сергей Даниленко, Анна Домникова и Виталий Козырев, Анастасия Медведева и Станислав Линецкий и другие.

Так, Виктория Болотова запомнилась в образе притягательно-милой Поли в «Тёмных аллеях» (по рассказам И. Бунина, режиссёр О. Рыбкин); Владимир Скробан органичен и убедителен, показывая приспособленческую сущность А. Буланова («Лес» по пьесе А. Островского, режиссёр-постановщик С. Ражук); Данил Коновалов чрезвычайно хорош и в жёлтых чулках и без чулок, когда сживается с ролью Мальволио («ХII ночь или Как вам будет угодно» по комедии У. Шекспира, режиссёр-постановщик О. Рыбкин). В этом же спектакле хотелось бы отметить искромётную игру заслуженного артиста России Владимира Пузанова, искусно изобразившего хитроумного и обаятельного шута Фесте.

В «Старшем сыне» (по пьесе А. Вампилова), навеявшем ностальгию по юности и невозвратным временам, очень трогателен отец семейства Сарафанов в исполнении народного артиста России Алексея Исаченко.

Нельзя не упомянуть и о другом народном артисте – Василии Решетникове, который, кажется, и не играет  – так гармонично и естественно ведёт себя в ходе театрального действия.

Чувствуют себя на сцене в своей стихии, свободно и уверенно держатся в любом амплуа неотразимый Яков Алленов и полный обаяния Андрей Киндяков, заслуженный артист России.

Особые симпатии вызывает также харизматичный Дмитрий Корявин. Помимо драматического дарования, актёр обладает красивым баритоном, играет на гитаре, успешно участвует в проекте «Красноярск поёт Высоцкого».

Кроме того, хочу доложить, что даже за короткий период мне удалось приобщить к походам в драму своих родных и некоторых знакомых, и уже у всех есть любимые постановки и любимые исполнители. Даже внучка (накануне трёхлетия) целый месяц ждала встречи с обожаемым котом Леопольдом. Правда, его приключения в театральной версии она восприняла своеобразно: не признав в наряженном «дяде» мультяшного героя, сползла с кресла и играла, напевая: «Хвост за хвост, глаз за глаз…» А после антракта отказалась идти в зал и разгуливала по красивым лестницам и фойе – благо, после реставрации есть чем полюбоваться. Вернувшись домой, всем рассказывала, как сильно ей понравилось в театре!

На снимках: А. Исаченко («Старший сын»),

В. Пузанов и А. Домникова («ХII ночь или Как вам будет угодно),

Д. Корявин, А. Киндяков и Я. Няньчук («Лес»).

Фото с сайта театра.

 

 











 

 

Одной из основных проблем в сфере культуры является, как известно, дефицит кадров. Об этом много говорят, пишут, но что же делается конкретно, на практике? Неужели всё так и остаётся на уровне констатации факта и не более того? Хочется сразу разочаровать скептиков и приободрить оптимистов – делается, и причём немало! «Тогда где же результаты?», – спросят и те и другие. А вот тут необходимо набраться терпения, примерно так же, как поступают участники и организаторы творческой школы для одарённых детей, очередные занятия в которой проходили на базе оздоровительного комплекса «Гренада» во время ноябрьских каникул.

ПОГРУЖЕНИЕ В МУЗЫКУ

– Наша творческая школа – явление, можно сказать, уникальное, – поясняет инициатор проекта и бессменный его руководитель Ольга Генриховна Тихомирова. – В других регионах тоже работают такие программы, но отличие нашей школы состоит в том, что мы создаём для ребят среду погружения в профессию. Причём всё это, важно отметить, бесплатно. Проект уже несколько лет реализуется в рамках государственной программы Красноярского края «Развитие образования» на 2014–2016 годы.

Ольга Генриховна, возглавляющая методический отдел, который занимается выявлением и поддержкой одарённых учащихся в сфере культуры, не без гордости расшифровывает, из чего же складывается среда погружения. Прежде всего для занятий с подающими надежды инструменталистами приглашаются профессора Красноярской академии музыки и театра, которые являются носителями лучших традиций инструментального исполнительства (баян, скрипка, фортепиано и др.), сложившихся в нашем крае за долгие годы.

Но если приглашённые педагоги-кураторы возвращаются из «Гренады» в Красноярск, где продолжают занятия с городскими ребятами, то преподаватели музыкальных школ и их ученики, приехавшие из других городов и районов края (всего было 50 детей), находятся на территории оздоровительной базы почти 10 дней, заряжаясь общей творческой энергией и совместными планами.   

– Это очень важно, – комментирует многоопытный педагог-музыкант, заслуженный работник культуры Александр Васильевич Зубков, приехавший с двумя своими воспитанниками из Зеленогорска. – Когда мы встречаемся здесь с коллегами, делимся тем, что накопили. Иногда выясняешь для себя, что знаешь какие-то моменты, но не применяешь, а это, оказывается, даёт эффект. Обнаруживаешь подтверждение тому и на мастер-классах кураторов, и в беседах с преподавателями. Такого даже на курсах повышения квалификации не получается. Мы находимся вместе круглые сутки, поэтому общаемся постоянно, в итоге организовали совместный духовой оркестр под управлением Петра Николаевича Казимира.

Приятно чувствовать постоянную поддержку со стороны Красноярского центра кадров культуры, видеть заинтересованность наших кураторов. Несмотря на то, что сюда приглашаются способные учащиеся, у всех уровень подготовки разный, а профессора творят с ними чудеса, в результате многие из этих ребят выбирают стезю музыканта.

ВПЕРВЫЕ В ТЕАТРЕ

Для того чтобы участники творческой школы как можно больше узнали о будущей профессии, познакомились с ней не только с парадной стороны, но и изнутри, организуются выезды в красноярские театры, филармонию. Юным дарованиям предоставляется возможность побывать на концертах, музыкальных спектаклях не просто в роли зрителей, а в роли потенциальных исполнителей, участников оркестров. Они почти на равных подходят к оркестрантам, игру которых только что слышали, задают вопросы, общаются. Кроме того, сами выступают на сцене колледжа искусств имени П.И. Иванова-Радкевича. Вот оно погружение! Такое многим учащимся, особенно из периферии, до недавнего времени и не снилось!

– Что и говорить, – подтверждает заслуженный работник культуры Юрий Иванович Бехтерев, которого называют одним из основных поставщиков кадров по духовым инструментам, – я приехал с двумя учениками из посёлка Большая Ирба, младший из них и в театре ни разу не был, и Красноярска прежде не видел, и в поезде не ездил. Конечно, родители вначале переживали, боялись отпускать сына, но потом решились, потому что всё – для его же блага. Родительская заинтересованность при обучении должна быть обязательно, я считаю, если её нет, проку не будет.

Воспитанники Юрия Ивановича постоянно участвуют в краевом музыкальном форуме, и непременно кто-то из них становится стипендиатом Фонда «Новые имена». Недавно прошедший форум не стал исключением, в число лауреатов вошёл ученик Ю.И. Бехтерева Иван Иванов (тромбон).

ВИРТУОЗЫ БЕНЮМОВА

Кстати, не только он, но и другие стипендиаты оттачивали своё мастерство в ноябре в «Гренаде». А лауреату Глебу Батанову (виолончель) из красноярской ДМШ № 1 фортуна улыбнулась особенно открыто –  в числе нескольких инструменталистов, бывших участников творческой школы, ему выпала честь выступить в концерте «Юные виртуозы с Красноярским камерным оркестром под управлением Михаила Бенюмова», который блестяще прошёл в Доме офицеров. Как нетрудно догадаться, идея проведения таких интересных программ принадлежит заслуженному деятелю искусств РФ, заслуженному артисту России Михаилу Иосифовичу Бенюмову, который является постоянным наставником подрастающих дарований:

– Это одно из тех дел, которые я обязан выполнять как музыкант, поскольку это единственное условие того, что через 10–15 лет наша профессия будет жить. В творческой школе, как правило, учатся дети талантливые, получают методическое сопровождение. Наша профессия, как джунгли с непроходимыми тропами – если нет проводника, то легко заблудиться и стать жертвой…  Но есть проводники – профессора академии музыки и театра, которые здесь работают, которые укажут для детей надёжную тропу. И я надеюсь, что они пойдут дальше и станут нашими коллегами. Могу так говорить, потому что камерный оркестр на сто процентов состоит из воспитанников красноярских учебных заведений, в том числе нашей академии.

Когда-то те артисты, которых вы можете увидеть в составе Красноярского камерного оркестра, тоже были детьми и начинали в качестве солистов в нашем проекте: Леонид Жуковский, Марина Гаджиева, Алина Куроедова, Римма Бенюмова… Все они прошли ответственный этап – от выступлений с оркестром в возрасте 10–12 лет до опытных музыкантов. Это же не только демонстрация дарования, но и школа выступления. На сцене учит играть только сцена. И чем чаще начинающий артист появляется перед публикой, тем ближе он к профессии.

ДЕРЕВНЯ СКРИПАЧЕЙ

Опыт известного музыканта, педагога ценится на вес золота, вот потому к нему спешат на мастер-классы с замиранием сердца как юные скрипачи, так и знающие учителя. 

– Для нас это кладезь мудрости, знаний, мастерства, – восхищается преподаватель каратузской  школы искусств Галина Игоревна Кроткова, приехавшая в творческую школу с ученицей Софией Лещёвой, которая в свои 13 лет серьёзно мечтает о карьере музыканта. – Общение с Михаилом Иосифовичем даёт нам очень много. Мы столько всего получаем на его занятиях, что прорабатываем потом у себя целый год, ведь задания он предлагает непростые, уровень очень высокий.

Надо заметить, что и сама Галина Игоревна не новичок в своём деле – стаж превышает четверть века, высшая категория. Но не это главное, а то, что благодаря её энтузиазму и увлечённости Таяты, где базируется скрипичное отделение Каратузской ДШИ, теперь уважительно называют «деревней скрипачей». Приехала в Таяты Г.И. Кроткова 13 лет назад, набрала учеников, и так успешно и живо пошёл процесс, что желающих становилось всё больше. Осваивают ребята премудрости игры на скрипке в стенах родной общеобразовательной школы, из 80 учащихся примерно четвёртая часть умеет обращаться с инструментом, который, казалось бы, слабо соотносится с деревенским образом жизни. И тем не менее детское хобби таятских скрипачей нередко перерастает в главное предназначение – выпускники Галины Игоревны овладевают мастерством в вузах и колледжах, некоторые уже трудятся на музыкальной ниве. Одну из бывших учениц преподаватель увидела… на экране телевизора, во время сюжета о международном конкурсе «Новая волна» – девушка в первых рядах играла в оркестре! 

Не проходят, значит, бесследно многочисленные концерты и фестиваль классической музыки, который ежегодно проводит вдохновенный педагог в Таятах, не напрасны  совместные старания наставников.

И не столь принципиально, какой из инструментов призывно-маняще звучит в руках истинного учителя: завладеть деревней, оказывается, может скрипка, а городом – например, баян.

БАЯН КАК ОРГАН

На протяжении многих лет профессор Красноярской академии музыки и театра, заслуженный артист России Сергей Фёдорович Найко опровергает на практике слухи о том, что баян и аккордеон устарели, пора им, дескать, посторониться. 

– Об ослаблении интереса к нашим инструментам твердят давно, – подтверждает профессор, – но то же самое можно сказать и о любых других: о скрипке, гобое, виолончели и даже о фортепиано. Да, баян, аккордеон были суперпопулярными в своё время, но перестали быть таковыми, потому что модными стали иные инструменты, гитара, например. К тому же важную функцию взяли на себя проигрывающие устройства.  А теперь тем более – компьютер, Интернет… 

Главной причиной всё-таки является проблема кадров в музыкальных школах. Если в определённом населённом пункте Красноярского края были баянисты, но они отжили свой век, а на их место никто не приехал, вот тогда инструмент и вымирает. Поэтому важно, чтобы на местах руководство культурой смотрело на шаг – два шага вперёд, следило за тем, как складывается кадровый потенциал, чтобы своевременно привлечь молодого специалиста, предоставить условия, иначе никто не приедет. 

Сергей Фёдорович готовит будущие кадры неустанно: он преподаёт и в академии, и в колледже, при академии музыки и театра. Кроме того, является куратором для одарённых детей, в частности в творческой школе, и кто-то из них обязательно возвращается в студенческие аудитории, где некогда бывал в качестве гостя и экскурсанта. Сергей Павин, к примеру, успешно учится на 4-м курсе колледжа, Илья Зузенков, имеющий массу наград, в том числе медали молодёжных Дельфийских игр России, – на 5-м курсе академии. Талантливые юноши  приезжали в «Гренаду» с концертом в числе других участников студенческого десанта, показав учащимся творческой школы, как велики возможности баяна и аккордеона, как удивительно красиво и разнообразно они звучат. 

– Баян – это инструмент широкого применения. На нём можно исполнять и пьесы, написанные для органа, и для фортепиано со скрипкой, – рассказывал ребятам на концерте С.Ф. Найко в роли ведущего.

Ежегодно в ноябре  в Красноярской академии музыки и театра проводится цикл вечеров баянного и аккордеонного искусства, инициатором, идейным вдохновителем которого является профессор С.Ф. Найко. Билеты, как правило, исчезают в кассе задолго до открытия. И кто решится после такого аншлага утверждать, что эти инструменты в Красноярске непопулярны?..

При увлечённых, истинных наставниках и результаты соответствующие! Музыканты со своей задачей справляются, взращивают и лелеют достойную смену. Но кадры мало взрастить, их необходимо поддержать в социальном плане, а это тема отдельная…

 

На снимках:

На занятиях сложился временный детский духовой оркестр.

С.Ф. Найко умеет найти подход к юному таланту.

В «Гренаду» прибыл студенческий десант.

 

 

 #кнуц #запискинаполях #культураКрасноярья











 

 

С 25 июня по 15 июля в санаторно-оздоровительном комплексе «Гренада» проходит первая творческая смена летней оздоровительной кампании для детей, одарённых в области культуры и искусства. Проект реализуется благодаря государственной программе Красноярского края «Развитие культуры» на 2014-2016 годы.

 

В красноярском Доме офицеров состоялась творческая встреча с народной артисткой России Ларисой Марзоевой.

Поклонники её таланта, музыканты, театралы знают, что эта красивая изящная дама является не только солисткой Красноярского театра оперы и балета, где она служит с 1978 года – с его открытия, но и опытным педагогом-наставником, помогает молодым артистам. В Красноярской академии музыки и театра заведует кафедрой сольного пения, которая готовит новых певцов, а в Доме офицеров руководит студией академического вокала, занимаясь со взрослыми любителями музыкальной классики. 

Все эти творческие и педагогические интересы настолько тесно переплетены между собой, что составляют одно целое, без которого уже трудно представить себе Ларису Владимировну Марзоеву: она сама прекрасно поёт и делится своим богатством с окружающими – коллегами, учениками, зрителями. Именно они – люди, обогретые теплом её души, светом её искусства,  – составили большинство публики, пришедшей в тот день в Дом офицеров. Едва хватило мест, чтобы впустить всех желающих.

Народной артистке не пришлось оправдывать ожидания зала, потому как она их превзошла многократно! С первого же номера, а в начале программы были исполнены сложнейшие арии из опер, аплодисменты стали превращаться в овации и перемежаться восторженными криками «браво». А цветов – сколько было цветов! Казалось, что каждый третий зритель пришёл с букетом, и буквально после каждого исполненного произведения к сцене выстраивалась небольшая очередь. Каждому хотелось выразить своё восхищение мастерством певицы, поблагодарить за удовольствие и праздник души. Многие зрительницы не скрывали слёз – их очень трудно было сдержать во время чудного и проникновенного пения.

Лариса Марзоева принадлежит к той исключительной категории исполнителей, которые выходят к рампе не для того, чтобы покрасоваться, а для того, чтобы достучаться до сердца слушателя, подарив ему и радость, и грусть, и желание самому сделать что-то светлое. Солистка включает в репертуар лишь те произведения, которые ей близки, и умеет их преподнести по-своему: романсы «Белой акации гроздья душистые», «А напоследок я скажу», «Господи, спасибо, что живём», Песня Анюты из кинофильма «Весёлые ребята», «Три вальса» и др. вновь прозвучали с подачи искусной артистки свежо, а главное – душевно и трепетно.

А лейтмотивом программы стали, пожалуй, строки: «И нисколько мы с тобой не постарели, только головы немного побелели…». Певица исполнила этот романс с таким задором, с таким вкусом и изяществом, что не восхититься было невозможно: в какой она завидной вокальной и физической форме! Сопрано, в багаже которой множество заглавных оперных партий, и сейчас даст фору молодым артистам!

Миниатюрной хрупкой даме (и откуда у неё столько сил, голоса?!) помогали, как и подобает, мужчины. В роли кавалеров – сольно и в качестве партнёров по сцене –выступили  ученики Ларисы Владимировны: студенты академии (нынешние и бывшие) и участники студии академического вокала. «Так получилось, – пошутила артистка, – что у меня в концерте всех по три: три студента, три студийца, три женщины!». Кроме виновницы торжества на сцену выходили ещё две представительницы прекрасного пола, без которых праздник музыки мог бы не состояться – это концертмейстеры Людмила Схиртладзе (театр оперы и балета) и Виктория Гойхман (академия музыки и театра).

Кстати, умение шутить, в том числе и над собой, постоянно используется Ларисой Владимировной в роли ведущей различных концертных программ, с чем она тоже справляется блестяще. Вот и в этот раз, во время своей музыкальной встречи, она была естественной, родной и в меру откровенной, поделившись со зрителями, как с близкими людьми, некоторыми воспоминаниями из детства, юности, рассказав интересные и даже драматические моменты, которые в чём-то предопределили судьбу будущей артистки. Вы не знаете, какие?.. Жаль, что вас там не было…

«Я испытала сегодня гамму чувств, – призналась зрителям после концерта директор Красноярского музыкального театра Наталья Ивановна Русанова,  – от восхищения прекрасной певицей до страха оттого, что могла на этот концерт не попасть…». 

Мне кажется, подобная гамма звучала в сердцах всех, кто стоя благодарил Ларису Марзоеву за щедро подаренное счастье. 

 

#культураКрасноярья #запискинаполях

005

 

 

 

Впечатления

Международный музыкальный фестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона проходил в Красноярске в четвёртый раз, и жители краевого центра, а также близлежащих городов и районов могли при желании воспользоваться  отличной возможностью и приобщиться к восточной культуре, выбрав мероприятия по душе.

 

 

        И вновь прекрасный концерт романсов подготовил для своих зрителей Красноярский театр оперы и балета. Он назывался «Я вас любил», что навело на некоторые мысли…

Благодаря задумке и стараниям режиссёра программы Анастасии Швецовой концерт (уже не в первый раз) проходил свежо и нестандартно: был свой сюжет, перипетии, страсти… и размышления. Весьма актуальные, между прочим, размышления о судьбе русского романса.

Артистическая команда, разбившись на два возрастных лагеря (стажисты – по левую сторону сцены, молодёжь – по правую), рассуждала об особенностях и прелестях этого жанра. Реплики солистов были предварительно записаны и потому отчётливо слышны (что очень хорошо), во-первых; а во-вторых, они звучали как будто с высоты (что добавляло таинственности и важности). С высоты времени.

Нетрудно догадаться, что молодые люди вначале критично высказываются по поводу «устаревшего» жанра, герой Евгения Балданова особенно категоричен: «Чтобы я платил такие деньги  за билет?! Да это мне должны приплачивать за то, что я пойду слушать романсы!». Знакомые фразы, практически из жизни. Хотя на самом деле билеты на такие концерты совсем недороги, если не сказать, совсем дёшевы, особенно для пенсионеров, наших уважаемых ветеранов. Именно они в очередной раз заполнили зал оперного театра, когда вся атмосфера его была пропитана нежнейшим трепетом романса.

Не знаю, как другие зрители, но я испытала совершенно разные чувства: от восхищения – построением программы, музыкой, красивым слогом, исполнением, в частности замечательных мастеров сцены, таких как народные артисты России Лариса Марзоева и Анатолий Березин, заслуженные артисты России Наталия Соколова и Герман Ефремов, а также Вячеслав Нечипуренко, Наталья Плотникова и др., до горького разочарования – оттого, что праздник русского романса был снова превращён, по сути, «в вечер музыки для тех, кому за 60…».

Активная жизненная позиция нашего старшего поколения и прежде всего слабого (слабого ли?) пола, конечно же, заслуживает уважения и всяческих похвал – женщины, которые не поддаются ни возрасту, ни болезням, ни унынию, приехали, как обычно, не только из Красноярска, но и из близлежащих  городов – Зеленогорска, Дивногорска, например. Приехали на автобусах целыми «делегациями». Огромная организационная работа очевидна, даже начало концерта в воскресный день предусмотрительно назначено в 15 часов, чтобы затем всем было удобно добираться домой.

И всё же непонятно: если со сцены ведутся рассуждения о том, что молодёжь необходимо привлекать в театр, пытаться донести до них смысл и глубину романса –  «маленького спектакля», «музыки души и сердца», то почему же это остаётся лишь на сцене и не распространяется на зал?..

Может, надо более щедро и тщательно анонсировать эти культурные события? Может, билеты нужно предлагать не только советам ветеранов, охотно откликающимся на подобные предложения, но и студентам колледжей, вузов, в частности тем, кто занимается музыкой? Студенты, разумеется, не столь активны в роли театралов, но можно придумать новые ходы, манёвры и приёмы –  у коллектива театра предостаточно и творческой мысли, и энергии.

Сегодня, кстати, есть немало хороших романсов, которые на слуху у молодёжи, которые им близки и более понятны, чем старинные, так, может, артистам стоит их выучить и спеть своими шикарными оперными голосами?!  

К сожалению, не только молодые люди, но и представители более зрелого возраста нечасто посещают оперу  (в основном в зале – постоянная публика), некоторые красноярцы, как ни печально, признаются, что не были в театре ни разу (либо бывают крайне редко).

Вероятно, этих людей вовремя никто не увлёк, не пригласил, не осчастливил, а сами они, увы, не догадались, не собрались. Поэтому коллективные выходы (выезды – как угодно) по-прежнему современны, нужны, но очень хочется, чтобы в них, помимо ветеранов, вовлекались и подрастающие меломаны. Чтобы, обращаясь к его величеству романсу, вместо «Я вас любил», они могли  сделать другое, оптимистичное признание – «Но я вас всё-таки люблю!» (произведения с такими названиями прозвучали в концерте). Чтобы красивые насыщенные программы были востребованы публикой любого возраста, а не только теми, кому за…

  

 

«Пойте вместе с нами, пойте вместе с нами, будьте с музыкой на ты!». И это не просто слова – это слова из песни, которая завершала гала-концерт регионального фестиваля-конкурса детских хоровых коллективов «Искусства спасительный свет», проходившего на площадках Красноярского колледжа искусств имени П.И. Иванова-Радкевича на прошлой неделе (7-10 апреля).

 

В краевой столице с успехом прошёл музыкальный форум «Новые имена Красноярского края», в котором, как всегда, блеснули яркие звёздочки   

ФИЛАРМОНИЯ ПРИНАДЛЕЖАЛА ДЕТЯМ

События форума, проходившего под эгидой Межрегионального  благотворительного фонда «Новые имена», состоялись на гостеприимных площадках организаторов – Красноярской краевой филармонии, где в течение недели царило особое оживление, а дети привнесли свежие краски и заметно украсили это большое пространство; и Красноярского краевого научно-учебного центра кадров культуры, где разместились директора, завучи школ искусств, приехавшие из разных городов и районов на курсы повышения квалификации, которые также входили в программу мероприятия.

В общем, мастерство повышали и взрослые, и дети. И если педагоги чинно заседали на лекциях, семинарах-совещаниях, обсуждая под руководством московских специалистов (Д.К. Кирнарской, С.Ф. Максимовой) серьёзные вопросы, решая свои, взрослые головоломки, то учащиеся осваивали знания на практике – в ходе увлекательных, ставших популярными в последнее время мастер-классов. Для их проведения были приглашены преподаватели из ведущих музыкальных вузов столицы, поэтому немудрено, что желающих попасть на занятия к мастерам было предостаточно.

Однако лишь настоящие счастливчики (45 юных дарований) те, кто уже успел заслужить это право победами на международных конкурсах, смогли предстать перед зорким оком гостей-профессионалов. Главная же интрига заключалась в том, что по итогам мастер-классов комиссии предстояло выбрать стипендиатов фонда «Новые имена». Кто же войдёт в число победителей и примет участие в заключительном концерте форума?.. 

Впрочем, и другие желающие, кого конкурсная интрига пока не касалась, отнюдь не остались в обиде, ведь занятия проходили в течение двух дней и вход был свободный – приходи, внимай, слушай.

Мы приехали из Сосновоборска, – поделилась преподаватель по классу аккордеона Жанна Сергеевна Жаренкова. –  Своего участника у нас пока нет – для этого надо показывать высокий уровень, но мы тоже стремимся. Может быть, не хватает профессионализма… А вдруг есть какой-то особый секрет, и сегодня мы его узнаем?!

«ПОСТАВЬТЕ ПАЛЬЦЫ НА ПУАНТЫ»

Особое состояние испытывали непосредственные участники действа. Алексей Мещеряков (г. Красноярск, ДМШ № 12), которому предстояло первому выступить в программе мастер-класса по аккордеону, старательно растягивал меха, репетируя подготовленные пьесы снова и снова. Подбадривавшая его Эвелина Николаевна Павшина волновалась, кажется, больше, чем ученик.

Конечно, мы волнуемся, не стала она отрицать, не каждый день участвуешь в таких событиях. Алексей учится у меня с семи лет, с девяти начал пробовать себя в роли конкурсанта и ему сразу удалось завоёвывать призовые места. Он лауреат различных творческих состязаний. В начале 2015 года был отмечен за свои достижения премией главы администрации Октябрьского района. В этом же году выиграл путёвку в «Артек».

Несмотря на то, что способный юноша играет на аккордеоне уже девятый год, он с интересом подхватывал всё то, что ему вскоре стала предлагать заслуженный работник культуры РФ Валентина Антоновна Бобышева, открывшая свой мастер-класс. Многоопытный исполнитель  – лауреат международных конкурсов, художественный руководитель и дирижёр оркестра «Виват, аккордеон!», педагог – профессор Московского института музыки им. А. Шнитке – подсказывала, как нужно поставить пальцы «на пуанты», чтобы они ловко владели клавишами, как добиться красивого пиано и т.д. Нужно было держать ухо востро и ловить каждое слово профессионала. В просторном танцевальном зале, где проходили занятия аккордеонистов-баянистов, это было не совсем легко, но все старались.

– Дети очень внимательные, не растерялись, –  подытожила затем В.А. Бобышева, – и в целом аудитория очень тёплая, преподаватели отзывчивые. Хотелось бы пожелать им быть более кропотливыми в поиске репертуара, потому что для наших инструментов не так много написано, как для классических. Быть ищущими, интересными, чтобы предлагать детям современные, а не устаревшие произведения. Над этим надо поработать.

«НУ ПОЕХАЛИ, РОДНАЯ!»

Из соседнего, тоже танцевального зала доносились звуки медных духовых инструментов, здесь творческим процессом, насвистывая и напевая, руководил заслуженный артист России Владимир Степанович Шиш. Но не потому насвистывал и напевал профессор Московской консерватории и Российской академии музыки им. Гнесиных, что у него было прехорошее настроение (хотя и оно, безусловно, присутствовало), а потому, что таким образом он наглядно старался донести до юных духовиков важные практические постулаты – играть «на струе», обязательно исполнять мелодию, а не просто «выдувать» ноты.

Не случайно профессор сразу обратил внимание на дружную минусинскую команду – Варфоломеева Дмитрия, Швецова Александра, Полежаева Дмитрия, приехавшую в сопровождении Зинура Ахметовича Абубакирова. Наверняка кто-то из них взойдёт на малую концертную сцену филармонии…  Может быть, Саша со своей громоздкой и тяжёлой трубой, которая правильно называется – туба бас? Отец пятиклассника, как выяснилось, – баянист, работает концертмейстером в фольклорном детском коллективе «Сибиринка», мать шьёт для выступлений красивые костюмы. В этом же ансамбле с раннего детства поёт и танцует Саша. Однако не баян, а тубу мальчик выбрал для себя в музыкальной школе:

– Когда я увидел этот инструмент на концерте, он сразу мне понравился – и внешним видом, и тембром.

А впервые умостившись на занятии с басистой тубой (из-за которой его и сейчас почти не видно, когда играет), Саша деловито произнёс: «Ну поехали, родная!». Сегодня одарённый мальчишка, имеющий массу наград, играет в детском духовом оркестре, который действует в Минусинской ДМШ под управлением увлечённого педагога – Иванова Александра Никитича. Возможно, в этом секрет успеха минусинских ребят-духовиков?

– Раньше в стране было много оркестров, – рассуждает В.С. Шиш, – и взрослых – самодеятельных, и детских – в музыкальных школах. Сейчас, к сожалению, такого нет. А наше поколение музыкантов – выходцы из школьных духовых оркестров. Это же очень интересно – у каждого своя роль, партия.

Но для того чтобы овладеть искусством коллективной игры, по убеждению педагога, нужно в первую очередь усвоить музыкальную грамоту.

– Теория музыки – это правила, – продолжает профессор, – а учащиеся часто не придают им должного значения, не умеют применить на практике. Тщательность нужна в исполнении, особенно в оркестре – это целая машина, иначе будет разлад. А ведь духовики – прежде всего оркестранты, и если в дальнейшем у них что-то не получается, значит, не прошли в своё время ансамблевую школу, были пробелы в теории.

НАСЛЕДНИКИ МОЦАРТА

Приходилось напоминать ребятам некоторые азы и заслуженному работнику культуры, преподавателю Академического музыкального колледжа при Московской консерватории Татьяне Владимировне Директоренко, которая подробно, внимательно работала с каждым участником, выходившим на сцену Камерного зала филармонии – именно здесь состоялся мастер-класс по фортепиано, поскольку он, что и следовало ожидать, получился самым востребованным и многочисленным.

Стараниями юных пианистов на сцене оживали произведения Ф. Шопена и Ф. Листа, П. Чайковского и Й. Гайдна, С. Рахманинова и В. Гаврилина… Казалось, в целом всё гладко в исполнении ребят, порой даже прекрасно. Но затем под руководством московской гостьи  следовал тщательный и бескомпромиссный «разбор полётов»: посадка, педали, руки, звуки – анализу подвергалось буквально всё. А как же иначе, если исполнитель пытается добиться качества звучания и донести до слушателя то, что хотел выразить композитор?!

Кстати, в числе зрителей-наблюдателей были не только педагоги, но и учащиеся школ, студенты колледжа искусств им. П.И. Иванова-Радкевича и, конечно, беспокойные родители. Например, родители Ангелины Петровой, участвовавшей в мастер-классе, приехали с дочерью из с. Ирбейское.

– Мы всегда сопровождаем дочь на подобные мероприятия, – сказала мама Светлана Давыдовна. – Музыкой она занимается с шести лет, сейчас ей 14. У Ангелины два педагога:  Арзаева Елена Леонидовна преподаёт в музыкальной школе, а курирует Маргарита Ивановна Бернякович – заведующая фортепианным отделением Красноярского колледжа искусств. Поэтому каждую субботу, уже в течение трёх лет, мы привозим дочь  в колледж.

После импровизированного занятия на сцене Ангелина призналась, что московский педагог открыла ей глаза на что-то новое, поэтому захотелось скорее сесть за инструмент и закрепить это новое на практике. А вдруг девушка войдёт и в число стипендиатов, тогда тем более надо репетировать! Или этим избранником станет, к примеру, Александр Бардин (ДМШ № 1 г. Красноярска) – сын известного органиста и внук прославленного дирижёра, имя которого носит Красноярский филармонический русский оркестр? (В анкете Саша написал, что его мечта – «Приносить людям счастье».) Или другой успешный пианист – Никита Орлов, тоже красноярец (ДШИ № 8)? Вполне может быть, что стипендиатом назовут 12-летнюю Антонину Аверьянову из детской музыкальной школы г. Зеленогорска – уж очень хвалила её игру столичный педагог.       

– Тоня на самом деле очень одарённая, – подхватывает преподаватель девочки Елена Николаевна Ценч. – И не заметить этого, мне кажется, нельзя. Я очень счастлива за свою ученицу!

Антонина рассказала, что побаивалась только поначалу – участие в конкурсах, публичных выступлениях становится уже делом привычным. В июле 2015 года зеленогорской пианистке посчастливилось выступать в австрийском городе Зальцбурге, в Мраморном  концертном зале дворца Мирабель, где когда-то играл великий Моцарт.

– Дети всегда талантливые, замечательные, – констатирует Т.В. Директоренко. – Это не зависит от географии, таланты рождаются и в больших городах, и в маленьких сёлах. Наше дело – хорошо учить, поэтому задачи педагогов очень большие. И, к счастью, везде есть энтузиасты, увлечённые своей профессией. Есть и проблемы, как всегда, но без этого не бывает. В целом впечатление прекрасное, и совершенно нет такого ощущения, что у вас провинциальный город.

Согласна с коллегой и Ольга Борисовна Галочкина, заслуженный работник культуры РФ, доцент Московской консерватории им. П.И. Чайковского, проводившая мастер-класс по виолончели:

– Все ребята способные, занимаются с желанием. Немало мальчиков участвовало, что тоже приятно. И педагоги у вас энергичные! Наш инструмент имеет свои особенности: во-первых, он большой, его трудно переносить, во-вторых, недёшево стоит. Но финансирование школ всё же улучшается, и интерес к классической музыке постепенно растёт – никакая электроника не может заменить живого звучания. У нас,  струнников, немало сложных постановочных моментов, особенно в начальный период обучения, что связано с координацией рук и т.д., – с проблемами мы боремся постоянно. Но всё это преодолимо, главное, чтобы у детей не пропадал интерес к учёбе.

 

ВИВАТ, СТИПЕНДИАТЫ!

«Дарите радость людям» – с этой замечательной, оптимистичной песни-гимна А. Пахмутовой начался концерт, который поставил не просто финальную точку форума, а восклицательный знак!  Поздравил победителей вдохновитель проекта Денис Леонидович Мацуев – президент фонда «Новые имена», народный артист России, лауреат Государственной премии. Пожать руку выдающемуся пианисту и получить награду посчастливилось шести молодым музыкантам.

И как приятно было увидеть среди них уже знакомых ребят: Антонину Аверьянову, Глеба Батанова (ДМШ № 1 г. Красноярска, преподаватель Ж.В. Сорочан) – с ним и его мамой-концертмейстером мы познакомились на мастер-классе по виолончели, Дмитрия Варфоломеева (а Саша Швецов хоть и не стал стипендиатом, но в концерте всё же участвовал).

Не менее интересно и радостно было познакомиться с другими звёздочками-искорками: Иван Иванов (ДМШ п. Большая Ирба, преподаватель Ю.И. Бехтерев) исполнил на тромбоне Ариозо И.С. Баха; пианистка Анастасия Кузнецова (ДШИ № 13 г. Красноярска, преподаватель Т.И. Замятина) – Вальс С. Рахманинова, а юный баянист Юрий Ветровский (ДМШ № 7 г. Красноярска, преподаватель Г.П. Власов), так виртуозно представил публике популярную пьесу Bossa Nova, что заслужил настоящие овации.

Но, конечно, самые бурные и долгие аплодисменты были адресованы Денису Мацуеву, который вызвал своим выступлением всеобщий восторг. И на прощание знаменитый артист, бывший стипендиат фонда, который он сегодня возглавляет, напутствовал новоиспечённых лауреатов:

– Не сомневаюсь, что это начало вашего большого творческого пути. Добро пожаловать в нашу семью – «Новые имена», у нас очень здорово! Мы рады вас видеть в нашей летней творческой школе в Суздали, на наших концертах. Сегодня праздничный день, но завтра вас ждёт ваш инструмент, и нужно снова заниматься.

И пусть не все лауреаты и участники форума пополнят в дальнейшем коллективы оркестров и филармонии, где они совсем недавно побывали, но любовь к музыке непременно останется. А это уже огромный плюс!

 

 











 

 

 

В Красноярске завершается V Международный фестиваль «Парад звёзд в оперном»

Фестиваль проводится в Красноярском государственном театре оперы и балета с февраля по апрель начиная с 2010 года. Это масштабный проект, подаривший жителям края, и в первую очередь красноярцам, незабываемые встречи с приглашёнными солистами и дирижёрами, яркие премьеры и обновлённые, любимые зрителями спектакли.

 

Верно говорят: когда вы что-то должны узнать, то обязательно узнаете в свой час, не раньше и не позже. А уж почему так – нам неведомо. Например, о том, что существует известная песня о нашем удивительном городе Дивногорске, я узнала ровно через 30 лет – именно столько я здесь живу. Причём узнала благодаря другой песне…

 

В Красноярске завершился фестиваль-конкурс юных исполнителей имени Н.Л. Тулуниной

 

Тот, кто считает, что современных детей и подростков не прельщает стезя музыканта, наверное, никогда не видел, с каким мастерством и азартом они берутся за самые сложные пьесы и как увлечённо выступают на сцене. Недавно была отличная возможность в этом убедиться: с 16 по 19 марта в Красноярске проходил межрегиональный фестиваль-конкурс юных исполнителей имени Н.Л. Тулуниной, где можно было познакомиться с подрастающими талантами и увидеть, точнее, услышать результаты их совместных с преподавателями творческих мук и усилий. Фестиваль-конкурс имени Н.Л. Тулуниной, выявляющий одарённых детей и пропагандирующий лучшие традиции академического музыкального образования, проводится один раз в два года и неизменно собирает участников из Красноярья, а также Алтайского, Забайкальского краёв, Иркутской, Кемеровской, Омской областей, республик Хакасия и Тыва. Нынешний конкурс, объединивший 320 юных музыкантов, запомнится особо, так как совпал с Годом культуры и столетием со дня рождения Надежды Леонидовны Тулуниной, известной красноярской пианистки.

 

Санаторно-оздоровительный комплекс «Гренада» принял первую творческую смену, в которую вошли юные таланты Красноярья.

 

 Наталья Русанова: «ЗРИТЕЛИ ХОТЯТ ОТДОХНОВЕНИЯ, ЛЮБВИ И ДОБРОГО ФИНАЛА»

«Театр. Любите ли вы театр так, как люблю его я, то есть всеми силами души своей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением…» - эти известные строки могут смело повторить все любители живого нестареющего искусства. И какое счастье, что Красноярск достаточно оснащён театральными подмостками – у нас есть выбор. Одним по душе драма, другим – яркое музыкальное действие, третьим нравится и то, и другое. Большая армия поклонников сложилась у Красноярского музыкального театра, и немудрено –  20 февраля он празднует уже 55-й день рождения. Накануне мы встретились с директором театра Натальей Ивановной РУСАНОВОЙ, которая руководит коллективом с 2005 года. Имея богатый актёрский, преподавательский и административный опыт, она уверенно стоит у руля и думает о будущем.        

 

Близится к завершению театральный сезон, но сегодня речь пойдёт не о театре, а о зрителе, точнее, зрительнице.

 

Не каждому дано быть артистом, да это и ни к чему – кто же тогда будет смотреть, сопереживать, выражать эмоции?! Ни театр, ни филармония не могут существовать без своей аудитории – отзывчивой, вдумчивой, неслучайной. Поэтому быть зрителем тоже надо уметь – и здесь без таланта и мудрости не обойтись. Не зря же поэт Андрей Дементьев так тонко подметил: «Пусть другой гениально играет на флейте, но ещё гениальнее слушали вы!».

 


дарят красноярцам молодые художники 

За окном шумит городская улица, темнеет осевший снег, холодный ветер треплет верхушки редких деревьев, а взору рисуются приятные, спокойные картины лета. Впрочем, зачем напрягать собственное уставшее воображение, когда уже всё сделано за нас?.. И картины, которые так радуют взгляд, уже готовы, вот они – приходите и смотрите. 29 января в краевом Доме художника открылась выставка «История материальной культуры сибирского села на рубеже XIX-XX веков глазами молодых художников», где представлено более 100 работ, и все они привлекают какой-то притягательной силой и особым умиротворением, полны радости бытия и лёгкой грусти, ведь в рамах красуется русская деревня. Утопающие в многоцветной зелени деревянные улочки, колоритные бревенчатые избы с распахнутыми ставнями, интерьеры старинных крестьянских жилищ – всё это запечатлели на холсте и бумаге юные художники.  

 

Формулу успешного ансамбля выводили на практике участники межрегионального фестиваля-конкурса ансамблевой и оркестровой музыки, который состоялся недавно в Красноярске.

 

К 15-летию Красноярской студии ксилографии

 

Знаете ли вы, что такое ксилография?..  «Это, наверное, что-то связанное с музыкой, – предположили молодые люди, к которым я обратилась с вопросом. – Ну, есть же ксилофон, – и реагируя на мой смех, добавили, – возможно, это методика игры на ксилофоне…».  В чём-то молодые люди правы: у ксилографии действительно есть своя музыка, но звучание здесь не слышимое, а зримое, так как это вид изобразительного искусства, а точнее – графики.

Но это я сейчас так смело рассуждаю, а до встречи с народным художником России, академиком  Российской академии художеств (РАХ), профессором, академиком Адыгской международной академии наук Германом Суфадиновичем ПАШТОВЫМ представление о ксилографии имела очень слабое. Однако при желании можно разобраться и в неизведанном, и непонятном. Оказалось, что известный художник Герман Паштов является основателем и руководителем  Красноярской студии ксилографии – первой и пока единственной в России (!). Организована она была осенью 1998 года – ровно 15 лет назад. За это время наши ксилографы  успели серьёзно заявить о себе не только на территории России, но и за её пределами. Почему же мы так мало знаем о ксилографии, хотя художники живут и творят совсем рядом? Вероятно потому, что об этом редко рассказывают СМИ. Давайте же внесём свою лепту в популяризацию древнего вида искусства, которому ещё недавно грозило забвение, но благодаря художникам-энтузиастам оно постепенно возрождается.

 

Минимум затрат и максимум вкуса потребовалось для необычного вечера романсов в красноярском театре оперы и балета.  

Разрекламированную премьеру постановки «Viva la mamma» я принципиально игнорировала – уж больно напомнила мне афиша бородатую Кончиту Вурст, и на «Испанский час», который грозится «пробить» в театре в конце апреля, вряд ли соберусь – легкомысленный сюжет этой комической оперы почему-то совсем не привлекает. Вот если бы пробил русский час –  например, «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Алеко» С. Рахманинова, «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова (я даже представила себе Шамаханскую царицу – солистку Инну Сподину) и другие, то я, консерватор в душе, пошла бы на такие премьеры с заведомым восторгом. Скажете: «Бюджет! Нет средств». Возможно. Но практика показывает, что на хорошие и качественные программы порою требуется минимум материальных затрат, но максимум желания и вкуса. И в качестве примера хочу привести совершенно не рекламированный «Вечер романса», состоявшийся совсем недавно.

 

Очередной творческий сезон в Красноярье открыт! И одним из самых ярких культурных событий сентября стал ХII Международный фестиваль камерно-оркестровой музыки «Сибирь – Европа». Организатором фестиваля и неизменным его участником является Красноярский камерный оркестр, которому на протяжении уже многих лет удаётся заинтересовывать и приглашать в столицу края известных европейских музыкантов и в сотрудничестве с ними создавать всё новые и новые программы. Вот и в этом году для зрителей были подготовлены разнообразные и, можно сказать, уникальные концерты. Так, открытие фестиваля, состоявшееся 7 сентября в Малом концертном зале филармонии, было украшено участием Мартина Баеса де Рубиомузыканта из Испании, дирижировавшего оркестром, и Жаклин Вагнер – певицы из Германии, ведущей солистки Немецкой оперы в Берлине. Певица в тот вечер исполняла произведения двух великих композиторов ХIХ века – Дж. Верди и своего прославленного однофамильца Р. Вагнера. Программа открытия фестиваля была посвящена 200-летию со дня рождения этих выдающихся музыкантов, оперных кумиров. Они очень разные, но музыка каждого из них прекрасна по-своему. И Красноярскому камерному оркестру, и приглашённым артистам удалось передать сложнейшую гамму чувств, настроение, заложенное в каждом из прозвучавших произведений. Исполнение получилось таким отточенным, а концерт – таким слаженным, что непременно хотелось посетить и все остальные: «Брамс и его друзья», «Шедевры европейской духовной музыки» и другие, однако это невозможно. Удалось побывать ещё в Органном зале на закрытии фестиваля. Заключительная программа оказалась также предсказуемо интересной, ведь звучал орган. Но не только! Ещё и клавесин, рояль  – концерт назывался «500 лет истории клавирной музыки. Сквозь времена и континенты». Действительно, слушая  классику, теряешь ощущение времени и пространства и получаешь истинное удовольствие. Тем более что камерный оркестр под управлением Михаила Бенюмова был, как всегда, на высоте, а солировал в тот вечер (17 сентября) музыкант из Швеции Михаэль Тсалка – виртуозный пианист и органист.

 

В минувший четверг, 19 марта, в Красноярском театре оперы и балета состоялось закрытие VI Международного фестиваля «Парад звёзд в оперном», подарившее почитателям изящного искусства немало сюрпризов и восторгов.

 

Летом, как обычно, наблюдается затишье в культурной жизни – артистам тоже хочется отдохнуть. Пустеют театры и концертные залы, принимая лишь редких гастролёров. И всё же, если хочешь подобрать для себя подходящее и интересное зрелище, то непременно его найдёшь. Необходимо главное – желание. В июле я открыла для себя два таких мероприятия, о которых раньше была наслышана, но воочию их никогда не видела. Это фестиваль этнической музыки и ремёсел «МИР Сибири» (11-14 июля, пос. Шушенское) и концерт памяти В. Высоцкого (25 июля, г. Красноярск). События, конечно, совершенно разные, но объединяет их неослабевающий интерес зрителей, что является самым достоверным показателем актуальности и востребованности.

 

об этом знают участники краевого пленэра в п. Шушенском

 

В начале марта в красноярском Доме художника закрылась выставка работ учащихся по итогам летнего путешествия 2014 года в широко известный музейный комплекс. «История материальной культуры сибирского села на рубеже XIX–XX веков глазами молодых художников» – так  она называлась.

 

Утром  у меня болело плечо так, как будто накануне я играла в волейбол. Однако, окончательно проснувшись, я вспомнила, что вечером находилась не в спортивном зале, а в Большом зале краевой филармонии, где имела неосторожность слишком рьяно аплодировать. И тому была причина – уж очень постарались организаторы, чтобы устроить нам, зрителям, грандиозный праздник. Это был гала-концерт – завершающий этап проекта «Пою с оркестром» Красноярского филармонического русского оркестра имени А.Ю. Бардина, который состоялся 20 июня и был приурочен к окончанию творческого сезона этого замечательного коллектива. Думаю, все зрители – полуторатысячный зал филармонии оказался почти без свободных мест – получили колоссальное удовольствие от увиденного и услышанного. Впрочем, что тут думать – горячие аплодисменты долго не смолкали, как выразился сатирик, зал неистовствовал…

 

В Красноярске уже в 48-й раз проходила краевая музыкально-теоретическая олимпиада среди учащихся ДМШ и ДШИ.

Теоретические состязания проводятся ежегодно в Красноярском колледже искусств им. П. И. Иванова-Радкевича, куда съезжаются юные музыканты как из краевого центра, так и из разных уголков нашего обширного региона. Вот и в этом году участниками олимпиады стали 109 учащихся 5–7-х классов детских музыкальных школ и школ искусств из 24 муниципальных образований края и в том числе из далёкой Эвенкии.

 

Если ты мечтаешь стать чемпионом по фигурному катанию, но при этом даже ни разу не пытался надеть коньки, значит это не настоящая мечта, а лишь одно баловство, эфемерные мысли, изначально обречённые на несбыточность. Примерно так комментируют психологи наши неосуществившиеся желания. И они во многом правы: если мы чего-то страстно хотим, то должны сделать хотя бы один шаг навстречу – очень часто уже его бывает достаточно, чтобы желание сбылось…

 

СЦЕНА – ДЛЯ ТАЛАНТЛИВЫХ!

Недавно разговорилась с одной знакомой о том, какой предельный возраст допустим для артистов-вокалистов. «Сцена – только для молодых!» – обезоруживающе заявила моя собеседница, которая лет на двадцать отстаёт от меня в возрастном марафоне. И я всерьёз призадумалась, тема-то щепетильная…

 

Как всё это объяснить?.. В середине февраля друзья вручили мне во временное пользование нотный сборник «Поёт Мария Пахоменко», выпущенный в 1970 году. Издание оказалось изрядно пожелтевшим, без обложки, с загнутыми краями, но самое главное – целым. Когда попадают в руки старые книги, всегда невольно испытываешь трепет, а в данном случае – тем более, ведь мы уже давно искали ноты к песне «Любовь останется» композитора Валерия Гаврилина (в Интернете не всегда находится нужная информация), и вдруг – удача!

 

В рамках съезда работников культуры Сибирского федерального округа, проходившего в Красноярске 5-7 ноября, состоялась дискуссионная площадка по актуальным вопросам развития системы художественного образования.

Как уточнила, выступая, модератор площадки Софья Фёдоровна Максимова – проректор Московской академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма, под художественным образованием следует понимать не только обучение детей и молодёжи в образовательных учреждениях культуры, но и взрослых – благодаря работе клубов, библиотек, музеев, театров. Поэтому для дискуссии, состоявшейся 6 ноября в Красноярской академии музыки и театра, были приглашены представители со всего края (большинство составили красноярцы): в основном это руководители и преподаватели ДШИ, ДМШ, ДХШ, колледжей и других образовательных и досуговых учреждений, предоставилась возможность познакомиться с некоторыми из них. Предполагаемые для обсуждения вопросы планировались  организаторами, рассматривать их предстояло в   первую очередь гостям, приехавшим из разных сибирских регионов. Но прежде хотелось получить информацию из первых рук: какие же вопросы сегодня считают наиболее важными лидеры школ искусств, что их беспокоит, а что вселяет надежду? И, пообщавшись, нельзя было не удивиться: каждый руководитель и каждое учреждение по-своему уникальны.

 

Да, Красноярский театр оперы и балета верен себе, своим лучшим традициям, и вот уже в четвёртый раз проводит Международный фестиваль «Парад звёзд в оперном», открытие которого состоялось гала-концертом 6 февраля. В этом году фестиваль посвящён 140-летию со дня рождения выдающегося русского певца-баса Фёдора Ивановича Шаляпина, и потому особое внимание будет уделено басам – певцам с самым низким голосом, в гала-концерте, например, приняли участие только они. «Одни басы?.. – возможно, удивитесь вы. – Это же скучно: на протяжении всего концерта слушать только партии, написанные для низкого голоса». Не скрою, я тоже так подумала вначале, с недоверием уткнувшись в купленную программку. Лишь однажды мне довелось видеть в нашем оперном театре чисто мужской концерт. Но то было посвящение женщинам – к 8 Марта, а сейчас ещё февраль на дворе…

 

 

 

 

К 90-летию со дня рождения певицы В.Н. Ивановой

 

 

В 2014 году благодаря юбилею В.П. Астафьева к его личности и творчеству было приковано щедрое, сосредоточенное внимание – он наш земляк, мы им гордимся. Но, думаю, писатель ничуть бы не возражал, а наоборот, был бы крайне рад, узнав, что в Красноярске вспомнили в связи с такой же 90-летней датой и о его любимой певице Виктории Ивановой.

Жизнь её прошла в Москве, и к нашему городу она имела ровно такое же отношение, как и ко всем другим, где ей доводилось выступать во время гастролей, и всё же с Красноярском Викторию Николаевну связывали, судя по всему, особые нити, которые прямиком вели к интересующемуся её творчеством писателю. Они были ровесниками, одногодками, с той лишь разницей, что писатель родился 1 мая 1924 года, а певица – 22 сентября. И по времени ухода они тоже оказались близки, не нарушив очерёдности: он – 29 ноября 2001 года, она – 1 февраля 2002-го. Даже имена их схожи: Виктор и Виктория, победитель и победительница. Правда, когда певицу отпевали в храме, выяснилось, что имя, данное ей при крещении, ещё нежнее и короче – Ия, что означает «фиалка».

 

Что-то непривычное происходило в минувшее воскресенье в Малом концертном зале краевой филармонии. В вестибюле собралась толпа страждущих – желающих поскорее попасть внутрь. Но впускали их постепенно, по очереди и строго по одному. «А что? Сейчас ещё один концерт начнётся?» - видя такую картину, удивлялись зрители, расходившиеся по домам после концертной программы «Любовь моя, Италия», которая проходила по абонементу Ретро-клуба Красноярского филармонического оркестра. Именно этот замечательный оркестр и объединил всех, кто находился в тот час в Малом зале. Но если одни приходили слушать артистов, то другие сами мечтали попасть на сцену, хотя бы на несколько минут…

 

С любопытством прочитала в «Красноярском рабочем» (№ 96) статью «Бородино – гордость и слава СУЭК, Красноярья и России», хотя не имею к угольной энергетической компании никакого отношения, зато имеют мои родственники. Понятно, что я их очень люблю и горжусь ими…

 

Известному британскому государственному и политическому деятелю принадлежит высказывание: "Лучше делать новости, чем рассказывать о них". Это сказал Уинстон Черчилль, и неудивительно, ведь он имел богатейший опыт, в том числе и на корреспондентской, и на писательской ниве. Запомнила это меткое замечание сразу, потому как оно попало в точку: работая журналистом, я почему-то смущалась по поводу "несерьёзности" данного вида деятельности. Общаясь с представителями разных профессий, порой я испытывала чувство вины: "Люди заняты делом, а мы всего лишь -  писарчуки..."     И всё-таки, несмотря на то, что в целом я согласна с мудрым британцем, позволю себе с ним поспорить, особенно в канун профессионального журналистского праздника - Дня российской прессы, который отмечается 13 января. Но чтобы долго не спорить, растекаясь мыслью по древу, хочется сказать коротко: журналисты - это летописцы, влияющие на умы не только современников, но и потомков. Именно поэтому роль прессы неизмеримо важна и ответственна. К сожалению, сегодня за многие (в частности электронные) СМИ просто стыдно: такое впечатление, что в погоне за своей аудиторией они теряют рассудок, а вместе с ним и чувство ответственности за то, что вытворяют. 

 

Вышла книга Татьяны Ломановой «Искусство Красноярска. ХХ век», представляющая интерес для любителей истории родного края.   

Справедливости ради надо отметить, что событие, которым хочется поделиться, повторилось… Вначале монография известного искусствоведа Т.М. Ломановой была издана Красноярским педагогическим университетом им. В.П. Астафьева, где Татьяна Михайловна преподаёт историю изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а теперь переиздана Красноярским краевым научно-учебным центром кадров культуры. То есть свет увидело второе, дополненное издание. Первый вариант, вышедший в 2013 году тиражом 100 экземпляров, подтвердил на практике, что книга востребована красноярцами, и возникла необходимость это событие (а никак иначе не назовёшь) повторить. Правда, и на сей раз тираж не отличается щедростью по причине ограниченного финансирования, однако можно только порадоваться, что жизнь монографии успешно началась, тем более благодаря двойному рождению.

 

«Как незаметно день за днём год пролетает…», –  нравится мне эта песня А. Суханова. То, что дни пролетают, а с ними и жизнь, не нравится, конечно, но тут уж ничего не попишешь – и песня именно про это, потому она и хороша, что правдива. В ежедневной суете так хочется не упустить что-то очень важное, да хотя бы смену явлений природы успевать отмечать, а то ведь иногда из-под крышки собственного футляра мы пропускаем столько красоты вокруг. Куда-то спешим, мельтешим, и вот совсем скоро очередной Новый год…