Летом, как обычно, наблюдается затишье в культурной жизни – артистам тоже хочется отдохнуть. Пустеют театры и концертные залы, принимая лишь редких гастролёров. И всё же, если хочешь подобрать для себя подходящее и интересное зрелище, то непременно его найдёшь. Необходимо главное – желание. В июле я открыла для себя два таких мероприятия, о которых раньше была наслышана, но воочию их никогда не видела. Это фестиваль этнической музыки и ремёсел «МИР Сибири» (11-14 июля, пос. Шушенское) и концерт памяти В. Высоцкого (25 июля, г. Красноярск). События, конечно, совершенно разные, но объединяет их неослабевающий интерес зрителей, что является самым достоверным показателем актуальности и востребованности.

Концерт «Красноярск поёт Высоцкого» является уже традиционным, и потому многие красноярцы отправляются в день памяти поэта на Театральную площадь без особого приглашения и рекламы, зная, что мероприятие состоится. Такая уверенность возникает, прежде всего, благодаря энтузиастам-организаторам, исполнителям, которым удаётся ежегодно собирать огромную массу поклонников творчества Владимира Высоцкого, чтобы в очередной раз вспомнить, удивиться, восхититься, задуматься…

Могу предположить, что состав исполнителей кардинально не меняется год от года, так как сложилось уже крепкое постоянное ядро участников таких концертов. В этот раз в программе приняли участие красноярские барды, актёры краевого драматического театра им. Пушкина, Московского театра на Таганке (родного для В. Высоцкого), красноярские солисты и музыканты. Было приятно наблюдать за реакцией многочисленных зрителей, тепло принимавших практически все выступления, и в этом главная заслуга автора – бунтаря из Таганки по-прежнему знают, помнят и ценят. Поэтому исполнителям, берущимся за творчество поэта, не надо слишком обольщаться, утопая в аплодисментах. А стоит тщательнее работать, готовя свою версию той или иной песни: не подражая Высоцкому, что, по сути, бессмысленно и бесполезно, но и не коверкая авторский замысел до неузнаваемости, своевольно меняя мелодию, ритм и прочее. И, конечно, хорошо думать, подбирая себе репертуар. Почему вы выбираете именно эту песню В. Высоцкого, чем она вас покорила, что вы хотите донести до слушателей? Иногда это было непонятно…

Лично мне по душе пришлось выступление актёра театра им. Пушкина Дмитрия Корявина – и подбор песен, и исполнение, и стихотворение, посвящённое Марине Влади, которое он прочёл, на мой взгляд, с большим чувством, с пониманием. Хотелось бы, чтобы драматические артисты активнее участвовали в данном проекте, их профессионализм здесь очень нужен. И ещё одно пожелание организаторам: пожалуйста, придумайте что-нибудь по поводу посадочных мест – сложно выдержать на ногах полтора-два часа…

А теперь о самом массовом мероприятии года. Если честно, я не являюсь большой поклонницей этнической музыки, наверное, именно этим объясняется то, что в прежние годы популярный фестиваль (известный ранее как «Саянское кольцо») проходил мимо моего внимания. И вот, наконец, в десятый (юбилейный) год его существования мне довелось посмотреть «МИР Сибири». Скажу сразу – общее впечатление огромно, и оно значительно превосходит то, что я себе первоначально представляла. Всё оказалось лучше и многообразнее. Что ПОНРАВИЛОСЬ?

*Удачно выбранное место проведения фестиваля – и по географическим, и по зрелищным соображениям, ведь в Шушенском расположен уникальный историко-этнографический музей, который по праву стал частью фестивального действа.

*Большое количество сограждан, увлечённых или просто интересующихся этническим искусством. Это читалось по лицам и по нарядам, так как не только участники фестиваля, но и многие гости-зрители обычной, повседневной одежде предпочитали народную, используя хотя бы один из её элементов – от венка или тюбетейки до сарафана и шаровар. Естественно, мне тоже захотелось приехать в следующий раз не с пустыми руками, чтобы более органично вписаться в общую картину. Если получится, сошью себе сарафан (не всё же Дуне форсить в народной песне).

*Обилие творческих площадок, поэтому, поставив себе задачу увидеть всё по максимуму, можно было не бояться заскучать – времени просто не хватало.

*Возможность не только полюбоваться результатами труда ремесленников в «Городе мастеров» и приобрести их, но и попробовать самому стать подмастерьем. Например, мне удалось впервые поучиться плетению на коклюшках (о чём я давно мечтала) и ткачеству на настоящем деревянном станке. Многие, особенно дети, садились под руководством мастера за гончарный круг, вылепливая горшочки, или расписывая уже готовые за столом. Не возникало также недостатка в желающих участвовать в различных мастер-классах, где можно было за короткое время получить начальные представления о каком-либо ремесле и собственноручно сотворить, к примеру, тряпичную куколку или несложный по технике сувенир из берёсты.

*Замечательная плеяда вокалистов и музыкантов, выступающих в этническом жанре. Очень тепло зрители принимали концертные программы группы Сергея Старостина – председателя жюри фестиваля, Инны Желанной, которая также являлась членом жюри, группы «Волга» (г. Москва), Айархаана (Якутия-Саха), квартета южно-американской музыки Lada A Lado (Бразилия) и других коллективов. К сожалению, по ТВ выступления таких групп не увидишь…

*Достаточно разнообразная конкурсная программа, причём среди номинантов как взрослые, так и одарённые дети.

*Запрет на продажу алкогольных напитков и курение, что, увы, не помешало особо рьяным и озабоченным и выпить, и выкурить сигарету прямо в лицо соседу.

Категорически НЕ ПОНРАВИЛОСЬ:

Разнузданная торговля ширпотребом, которую никто и не думал запрещать или хотя бы сдерживать. В итоге всё это перебивало тематическую направленность, уводило от «Города мастеров» (которому, кстати, было отведено недостаточно места) и очень портило общую картину фестиваля.

Не контролируемая санитарными органами работа наспех организованных летних кафе, большей частью напоминающих забегаловки. Повара (кто проверял у них наличие санитарных книжек?) здесь же готовили, здесь же рядом, в палатках, спали. Главному санитарному врачу Г. Онищенко, наверное, стало бы дурно при виде такого общепита, а многочисленные гости фестиваля – по подсчётам (интересно, кто же нас подсчитывал?), в этом году собралось около 30 тыс. человек – ничего, питались и даже, кажется, никто не отравился.

Некоторая отстранённость сотрудников полиции, призванных следить за безопасностью и спокойствием. Они вели себя молчаливо-безучастно, хотя стоило им проявить чуть больше заинтересованности и активности, в частности, пройтись по трибунам, где под покровом темноты некоторые бесцеремонные зрители распивали пиво и напитки покрепче, дымили сигаретами (законы и запреты не для них), и результат был бы очевиден.

Недостаточная организация игровой и досуговой деятельности. Предприимчивые предприниматели установили для детей надувные батуты и прочие развлекательные устройства. Но почему бы организаторам не позаботиться о том, чтобы детвора и взрослые могли активно участвовать в народных играх (лапта и др.), осваивать ходули и т.д.? Между прочим, всё это мне посчастливилось увидеть пять лет назад в том же Шушенском – на празднике «Троица в деревне», прекрасно организованном историко-этнографическим музеем.

Не могу промолчать и про безобразные общественные туалеты. Это просто позор – приглашать огромное количество гостей, участников, в том числе из-за рубежа, не создав элементарных условий. Конечно, высокие гости, чиновники и депутаты из краевых властей обходят стороной подобные места общего пользования – для них предусмотрены совсем иные. Однако, если бы они посетили «удобства во дворе», то наверняка постарались бы отыскать в бюджете небольшую сумму для нормальных удобств.

И всё же, несмотря на имевшиеся минусы, не хочется на них долго останавливаться, ведь позитива, новых и ярких эмоций на фестивале было гораздо больше. И я точно знаю, что хочу побывать в «Мире Сибири» ещё не один раз.