В Красноярске завершается V Международный фестиваль «Парад звёзд в оперном»

Фестиваль проводится в Красноярском государственном театре оперы и балета с февраля по апрель начиная с 2010 года. Это масштабный проект, подаривший жителям края, и в первую очередь красноярцам, незабываемые встречи с приглашёнными солистами и дирижёрами, яркие премьеры и обновлённые, любимые зрителями спектакли.

 

ДИТЯ С СИЛЬНЫМ ХАРАКТЕРОМ

Пять лет – ещё не юбилей, а лишь первая полукруглая дата, детский возраст, можно сказать. Но для творческого проекта этот возраст не так уж и мал, как может показаться, а его стабильность и востребованность подтверждают, что театральное детище уверенно растёт и набирается сил. Ни разу за пятилетнюю историю «Парада» не было срывов. Случалось, что одних артистов заменяли другие, но исключить подобные моменты невозможно.  А факт востребованности доказывает неослабевающий интерес красноярских театралов к ежегодным событиям «Парада звёзд», которые чаще всего проходят с аншлагом.

Хочу оговориться: у меня, постоянного (с 2003 года) и преданного зрителя Красноярского оперного, нет ни малейшего стремления к анализу, обобщению и раздаче оценок – пусть это делают специалисты и сам коллектив, сумевший реализовать задуманное. Моя цель другая – во всеуслышание признаться в любви к нашему замечательному театру, высказать искреннюю признательность за минуты, нет, часы душевного комфорта и счастья, за ощущение сопричастности к происходящему на сцене и поделиться своими мыслями.

Что же дал нам, зрителям, международный фестиваль, о чём заставил задуматься? Главным подарком стала возможность увидеть и услышать звёзд современной оперной сцены. Справедливости ради заметим, что на небосводе фестиваля зажигаются неравновеликие звёзды: свет одних знаком не только в нашей стране, но и за рубежом, а свет других лишь только начинает разгораться. Но не суть важно.  В течение пяти сезонов красноярские любители оперы смогли побывать на спектаклях и концертах с участием таких известных вокалистов, как Елена Образцова, Ирина Богачёва, Маквала Касрашвили (народные артистки СССР), Михаил Губский, Михаил Урусов (заслуженные артисты России), Василий Ладюк, Дмитрий Полкопин, и многих  других певцов, лауреатов престижных конкурсов, которые сегодня являются солистами в лучших российских и зарубежных театрах. Ну кто из нашей красноярской публики может позволить себе такую роскошь – съездить на спектакли в Большой театр, «Новую оперу» имени Е. Колобова, Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко  (Москва), а может, в Мариинский театр (Санкт-Петербург), не говоря уже о театрах Сербии, Белоруссии, Монголии?.. Только избранные особы, коих среди поклонников оперы крайне мало наберётся – единицы. Таким образом, Красноярский оперный (спасибо спонсорам!) способствует уравниванию возможностей зрителей, ведь билеты на «Парад звёзд» доступны каждому желающему  (я, например, очень довольна тем, что мне нравится опера, а не эстрада, – затраты на концерты гастролёров от шоу-бизнеса мой семейный бюджет не выдержал бы однозначно).

РОСТ СООТВЕТСТВОВАЛ АРТИСТИЗМУ

Свидетелями многих интересных событий, произошедших в рамках «Парада», стали красноярцы, и каждый из зрителей открыл для себя и продолжает открывать новые имена. Меня больше всего поразила Ирина Богачёва, солистка Мариинского театра, певица-легенда, педагог, участвовавшая в проекте в 2012 году. Помню, её номера в программе концерта отодвигались, и мы, грешным делом, уже начали волноваться, и вдруг Ирина Петровна выходит из-за кулис с зажатым в руке платочком и поёт «Простите меня» – великолепный романс В. Гаврилина на стихи А. Володина, да так проникновенно, естественно, что показалось – он написан и исполнен именно для нас – сидящих в зале. Настоящая актриса, она умеет обращаться ко всем сразу и к каждому зрителю отдельно.

Восхитила своим необыкновенным меццо-сопрано Лариса Андреева (2010 г.) – солистка   театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Порадовал обладатель редкого голоса Артём Крутько из Челябинского театра оперы и балета – контртенор, уже неоднократно приезжавший в Красноярск. Песня Леля из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» в его исполнении была особенно хороша в концертном варианте, зал неистовствовал.

Удивил и покорил Георгий Дмитриев – артист из Ташкентского Большого театра оперы и балета имени Алишера Навои: на сцену вышел великан – более двух метров. И так хотелось, чтобы его мастерство соответствовало росту. Георгий не обманул наших ожиданий, а превзошёл их. Я, признаться, никогда прежде не видела такого артистичного оперного певца. Потом узнала, что первая его профессия – актёр драмы, а недавно прочитала, что он участвовал в столичном конкурсе молодых режиссёров оперы, где занял 1-е место и получил приз зрительских симпатий. Кстати, запомнился не только  Дмитриев, но и все роскошные басы, участвовавшие в грандиозном открытии фестиваля 2013 года, посвящённого 140-летию Ф.И. Шаляпина. То был не концерт, а праздник!

МАДАМ, ВЫ ПРЕКРАСНЫ

А какими незабываемыми спектаклями наградил театр своих зрителей, какими долгожданными премьерами осыпал, некоторые из них состоялись в ходе фестиваля! В  щедрой россыпи – «Любовный напиток» Г. Доницетти (2011 г.), «Садко» Н. Римского-Корсакова (2012 г.), «Князь Игорь» А. Бородина (2013 г.), ну и, конечно, «Борис Годунов» М. Мусоргского, грандиозная премьера которого открывала нынешний – V фестиваль. Мне посчастливилось увидеть первый показ (7 февраля). Впечатление осталось настолько сильное, мощное, что я считаю – это самая лучшая работа театра. Уникальный результат стал возможен в первую очередь благодаря сотрудничеству с московскими коллегами: Большим театром, предоставившим прекрасные костюмы, и Новой оперой, подкрепившей силы нашего театра своими солистами и дирижёром Дмитрием Волосниковым, который вложил для общего успеха немало энергии и таланта. А              Владимир Кудашев был потрясающим Борисом Годуновым! Причём исполнители главных партий работали два вечера подряд, лишь поменявшись ролями, – колоссальная нагрузка, но они всё сделали для нас. А разве можно остаться равнодушным к Юродивому, в которого перевоплотился Е. Балданов?! Причём это наш артист.

Фестиваль позволил не только полюбоваться на приезжих звёзд, но и внимательнее присмотреться к своим, можно сказать, родным солистам. Мы убедились, что певцы Красноярского театра мало в чём уступают известным музыкантам, а в чём-то и превосходят их. Например, я помню «Мадам Баттерфлай» Дж. Пуччини с красноярской солисткой в главной партии и с приглашённой, мне показался ближе первый вариант. Наша исполнительница Светлана Рацлаф-Левчук – так трогательна в роли обманутой японской девушки, что нельзя не проникнуться её переживаниями.

Украшают спектакли своим участием Владимир Ефимов и Анатолий Березин (народные артисты России), Вера Баранова и Наталия Соколова (заслуженные артистки России), Андрей Силенко и Алексей Бочаров, Дарья Рябинко и Нина Кириенко, Евгений Балданов и Борис Сабиров, Илья Кривчиков и Александр Михалёв, Роман Хобта и Олег Алексеев и многие другие. Все они – участники «Парада звёзд». (Как жаль, что две звезды блистают теперь на других подмостках – уехали талантливые молодые вокалистки Олеся Гордеева и Анастасия Лепешинская.) Отдельное спасибо музыкантам оркестра, без которых невозможна ни одна постановка, всем дирижёрам и слаженному хору под руководством Дмитрия Ходоша.

НЕ ВЫПУСКАЙТЕ КАРЛИКА

В V фестивале, посвящённом русской опере, мне удалось посмотреть все представленные оперы П. Чайковского (моего любимого композитора). К сожалению, Татьяну из «Евгения Онегина» я недопоняла (приглашённая солистка пела с акцентом), Лизе из «Пиковой дамы» я не поверила (хотя вокал её был на высоте), а «Иоланта» мне показалась костюмированным концертом – не хватило эмоций и артистического ансамбля. Возможно, такие ощущения остались потому, что постановки знакомые, виденные неоднократно. Хотелось, наверное, чего-то большего… Прежде всего достоверности. Чтобы Иоланта была действительно похожа на слепую, чтобы Татьяна не думала о том, как бы ей поудобнее умоститься на груду яблок (по режиссёрской задумке, которая ей, судя по всему, не удавалась), чтобы артисты проживали свою роль, а не просто вокализировали.  

«Если спектакль современный, должны быть такие технологии, чтобы публика умирала от восторга»,  – сказала в интервью народная артистка России, солистка Большого театра Ирина Долженко, которая сегодня является художественным руководителем красноярской оперной труппы (газета театра оперы и балета, № 3, 2014). А вот ещё одно мнение известного московского специалиста – Дмитрия Вдовина, художественного руководителя Молодёжной оперной программы Большого театра: «Сидя в зале, мы должны наслаждаться пением. А у нас многие приходят услышать, какие ошибки совершит вокалист. И именно от этого ловят кайф» (журнал «Музыкальная жизнь», № 4, 2013). Опытные вокалисты знают, о чём говорят, и всё же не могу с ними полностью согласиться.

Возможно, избалованная столичная публика с особым пристрастием относится к вокальной технике певцов и ждёт от них проколов, но наш провинциальный зритель гораздо более сердечный и доверчивый – свой кайф он ищет в другом. Мы ходим в театр за чудом! А чудо заключается не столько в современных технологиях и спецэффектах, сколько в правдоподобности и оправданности сценического действа. Можно напридумывать множество режиссёрских ходов, нагромоздить кучу театральных фокусов, но если ничего, кроме недоумения, они не вызывают, то кому это нужно?..

Не без ужаса прочитала в упомянутом журнале («Музыкальная жизнь») о недавней постановке «Евгения Онегина» в одном из московских театров: там исполнительница главной партии бросает в стену бутылки (причём, если не успевает метнуть во время пения всё запланированное количество, режиссёр затем высказывает ей недовольство), а открывая холодильник (?), Татьяна обнаруживает там карлика… От неожиданности зритель, естественно, содрогается. И ради чего всё это? Ради испуганных возгласов?..

Как хорошо, что наш театр далёк от подобных экспериментов, и очень хочется, чтобы он и в дальнейшем придерживался выбранной линии, продолжал «марши звёздного парада» и  никогда не ориентировался на ультрамодные постановки в поисках сомнительной славы. Пусть ищет, развивается, но только иным способом – интеллигентно, вдумчиво, правдиво, чтобы достучаться до сердца каждого зрителя и, приподняв его над будничностью, сделать чуточку добрее, чище и счастливее.