Вышла книга Татьяны Ломановой «Искусство Красноярска. ХХ век», представляющая интерес для любителей истории родного края.   

Справедливости ради надо отметить, что событие, которым хочется поделиться, повторилось… Вначале монография известного искусствоведа Т.М. Ломановой была издана Красноярским педагогическим университетом им. В.П. Астафьева, где Татьяна Михайловна преподаёт историю изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а теперь переиздана Красноярским краевым научно-учебным центром кадров культуры. То есть свет увидело второе, дополненное издание. Первый вариант, вышедший в 2013 году тиражом 100 экземпляров, подтвердил на практике, что книга востребована красноярцами, и возникла необходимость это событие (а никак иначе не назовёшь) повторить. Правда, и на сей раз тираж не отличается щедростью по причине ограниченного финансирования, однако можно только порадоваться, что жизнь монографии успешно началась, тем более благодаря двойному рождению.

РАССКАЗЫВАЕТ О РАЗВИТИИ

Книга, в которой рассказывается о развитии изобразительного искусства на берегах Енисея, о художественных процессах, происходивших в Красноярске в недалёком прошлом, и о мастерах своего дела, оставивших яркий творческий след, адресована не только тем, кто непосредственно занимается художественным творчеством и искусствоведением, но и всем, кто этим интересуется вне зависимости от профессии. 

Здесь можно найти информацию о первых рисовальных классах, открывшихся в Красноярске в начале ХХ века, и обо всех учебных заведениях художественного профиля, появившихся в краевом центре в дальнейшем; о том, как сражались за Победу наши земляки-художники на фронтах Великой Отечественной с винтовкой в руках или приближали её в тылу – с кистью и красками; о том, какие приметные произведения изобразительного искусства созданы сибирскими мастерами и на каких выставках они впервые привлекли внимание специалистов и зрителей; кто стал достойным продолжателем традиций реализма, а кто пошёл иным путём.

Главная особенность книги заключается в том, что основной её текст состоит из отдельных статей о красноярских мастерах живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства (всего около 80). Среди них известные, громкие имена, такие как Дмитрий Каратанов, Тойво Ряннель, Андрей Поздеев, Анатолий Знак, Анатолий Левитин, Рудольф Руйга, Виталий Петров-Камчатский, Герман Паштов, Юрий Ишханов, Борис Мусат, и те, что зазвучали позднее: Александр Покровский, Константин Войнов, Сергей Гурьев, Сергей Тимохов, Александр Волокитин, Владимир Переятенец (список можно продолжать долго).

В числе ваятелей красоты были и есть талантливые дамы: это Ксения Матвеева, Тамара Мирошкина, Елена Никитина-Касименко, Людмила Иванова, Алефтина Орлова, Ольга Боенко, Румяна Внукова, Ирина Окрух, Светлана Гинтер и другие. О них тоже повествует автор.   

ЗНАЕТ ЛИЧНО

 Татьяна Михайловна Ломанова – уникальный человек в культуре нашего края, – комментирует первый заместитель директора Красноярского краевого научно-учебного центра кадров культуры, кандидат искусствоведения Лилия Строй, – и это большое счастье, что есть такой специалист, подвижник своего дела. Я знаю Татьяну Михайловну ещё со студенческой скамьи, когда она читала нам лекции по истории изобразительного искусства Красноярского края. Дисциплина эта сложная – значительно проще преподавать материал, у которого есть временная дистанция, когда накоплено много информации, и педагог может, соглашаясь или нет, преподносить различные точки зрения. Татьяна Ломанова читает историю современного искусства – это труднее, потому что, как правило, требует личного соприкосновения преподавателя, учёного – а Татьяна Михайловна имеет научную степень, она кандидат искусствоведения, с материалом. Чем уникален её курс: всё, что она говорит и пишет о художниках, их работах, выставках, – знает лично. Она понимает, как они развивались во времени, почему стали такими мастерами. Она знает темы, которые волнуют, будоражат этих художников и потому красной нитью проходят через всё их творчество. Это и есть искусствоведение: понимать, что из чего происходит, и почему изобразительная палитра Красноярского края складывается именно таким образом.

Книга выстроена логично – от одного мастера к другому, от одной творческой школы к новым именам, но она интересна ещё и тем, что это не просто рассказ об отдельных художниках, это история развития края. И таких специалистов в Красноярске, которые подготовили и опубликовали фундаментальные работы по истории культуры нашего региона, очень немного. Проделан гигантский искусствоведческий труд – нужно было собрать материал, осмыслить, изложить, но это внутренний посыл, и он понятен: когда в человеке столько информации, и когда она такая разномасштабная, многоликая, многолетняя, конечно, её хочется отдать другим, поделиться. Татьяна Ломанова – замечательный учёный, педагог, и я рада, что её монография выпущена центром кадров культуры, для нас это честь. Мы тоже, хоть и в небольшом объёме, занимаемся научной деятельностью, и сами профессионально растём, когда в руки попадают подобные монографии. 

ЛЮБИТ И СОПЕРЕЖИВАЕТ

По мнению Л.Р. Строй, «Искусство Красноярска. ХХ век» – не только просветительская работа, подарок широкому кругу читателей, увлекающихся изобразительным искусством, историей края, но и поклон художникам за вечные мучительные поиски, напряжённый, порой непостижимый труд, который всегда нужен обществу, даже если оно недостаточно осознаёт это на каком-то этапе.

 Фото Ломановой

– Почти все мои статьи о художниках в своё время публиковались, – рассказывает заслуженный работник культуры РФ Татьяна Михайловна Ломанова. – Первая из них – о Степане Егоровиче Орлове – вышла в журнале «Художник» в 1981 году. С тех пор публикации накапливались. А в прошлом году по инициативе коллег из педуниверситета собрала всё воедино. Издание монографии для меня важно и значимо, ведь это то, чем я занимаюсь всю жизнь.

Несколько статей искусствовед подготовила специально для книги, и они вошли во второе издание. По объёму все материалы разные, но невозможно не заметить, с какой заинтересованностью, теплотой и любовью они написаны.

– Конечно, я люблю наших художников, – соглашается автор, – переживаю. Трудно им сейчас приходится. Сегодня Союз художников – общественная организация, а до 1991 года она была государственной. И с первого участия в выставке членам Союза начислялся стаж. Сейчас всё иначе. Заслуженному художнику, пришедшему оформлять пенсию, могут сказать: а кто вы такой, документов о вашей трудовой деятельности нет. И человек, много сделавший для края, будет получать столько же, сколько тот, кто бездельничал… Художественные салоны приобретают те работы, которые востребованы покупателями, поэтому мастера вынуждены это учитывать, порой за счёт творческих потерь.

ОБРАЗНО РИСУЕТ

В своей книге искусствовед не ограничилась только городом Красноярском. Небольшая часть страниц отведена творчеству дивногорцев, в том числе Евгения Александровича Шепелевича, чьим именем названа детская художественная школа г. Дивногорска. Кстати, в материале о красноярском мастере декоративно-прикладного искусства Анатолии Петровиче Золотухине вновь встречаем знакомую фамилию: «Мягкий добрый юмор золотухинских работ, лукавинка тонко сочетаются с глубоко лирическим отношением автора к миру своих образов, нередко вызывая не только улыбку, но и грусть. Такова работа «Водный велосипед», посвящённая памяти дивногорского художника Е.А. Шепелевича. Композиция называется: «Памяти отца Евгения» (так величали Евгения Александровича его друзья). Произведение наполнено любовью к жизни, весельем – на водном велосипеде важно восседает бородатый художник. Но чем больше всматриваешься, тем больше ощущаешь печаль, вложенную автором в светлый радостный мир».

Как видим, монография Т.М. Ломановой – не сухое изложение событий и фактов, что часто свойственно научным работам, а живое образное слово, доступный язык, поэтому читая, легко поддаёшься обаянию автора и увлекаешься его «живописным» стилем. Можно сказать так: художники пишут картины, а Татьяна Михайловна рисует их мир.

В книге к тому же есть немало моментов, которые вряд ли оставят кого-то равнодушными. Например, знаете ли вы о том, что красноярский художник «сражался в одном соединении с Александром Матросовым и первым, по маленькой фотографии, выполнил его графический портрет»? Это Борис Яковлевич Ряузов, в память о нём в Красноярске открыт музей (Музей художника Б.Я. Ряузова). А может вам доводилось слышать о том, кто создал мозаику «Родина-мать» на здании бывшего кинотеатра «Родина»? Это Евгений Степанович Кобытев, он же написал документальную повесть «Хорольская яма», рассказывающую об ужасах фашистского концлагеря и мужестве пленных, которым удалось выстоять. Среди них был и сам Е.С. Кобытев.

А вот мирный добрый эпизод: театральному художнику, уже добившемуся признания в профессии, «понадобилось выточить какую-то деревянную безделицу», и он был заворожён «запахом свежих стружек, мягкостью и красотой дерева». «На досуге выточил игрушку, другую, затем уже не мог оторваться». С тех пор много лет «радует зрителей своими наивными, лукавыми, жизнерадостными деревянными потешками». Кто это? Догадайтесь, почитайте…

ВОСХИЩАЕТСЯ ТАЛАНТЛИВЫМ

– Достойных, хороших художников у нас немало, продолжает Татьяна Михайловна, но рассказать обо всех сразу невозможно. И если чья-то фамилия не попала на страницы моей монографии, то это вовсе не значит, что он плох. Есть мастера, о которых я ещё не написала, но хочется. Это впереди.

Как и художники, ставшие героями книги «Искусство Красноярска. ХХ век», её автор давно и прочно связала свою жизнь с краевой столицей и предстоящей осенью планирует отметить 40-летие творческой деятельности. Т.М. Ломановой есть на что оглянуться: она является автором не только недавно вышедшей книги, но и статей к альбомам и каталогам, с которыми красноярцы уже знакомы; продолжает заниматься с молодёжью – преподаёт и в педуниверситете, и в художественном институте: 

– В последние годы, работая на кафедре керамики художественного института, я по-настоящему поняла, какой это красивый вид искусства, хотя и живопись люблю, и графику: всё, что талантливо, – всё здорово! Студенты пока не представляют трудностей, которые их ждут впереди, будущее им рисуется в радужном свете, но с молодыми мне интересно – они несут что-то новое.

Желаю всем художникам работать от души, быть всегда в тонусе, чтобы никогда не опускались руки, не посещали мысли: «Я уже великий и больше мне ничего не надо». Пример можно брать с нашего Анатолия Павловича Левитина – ему 92 года, он войну прошёл, но ни работоспособности, ни доброты не потерял, ни оптимизма. Просто прелесть этот человек!

А нам, в свою очередь, хочется пожелать читателям по возможности познакомиться с книгой Т.М. Ломановой (в краевой универсальной научной библиотеке), ведь когда человек любит свой край, ему обязательно хочется больше узнать о его истории, культуре и тех, кто делает родную землю краше.

Светлана ШИДЛОВСКАЯ,

редактор Красноярского краевого научно-учебного центра кадров культуры.