В рамках съезда работников культуры Сибирского федерального округа, проходившего в Красноярске 5-7 ноября, состоялась дискуссионная площадка по актуальным вопросам развития системы художественного образования.

Как уточнила, выступая, модератор площадки Софья Фёдоровна Максимова – проректор Московской академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма, под художественным образованием следует понимать не только обучение детей и молодёжи в образовательных учреждениях культуры, но и взрослых – благодаря работе клубов, библиотек, музеев, театров. Поэтому для дискуссии, состоявшейся 6 ноября в Красноярской академии музыки и театра, были приглашены представители со всего края (большинство составили красноярцы): в основном это руководители и преподаватели ДШИ, ДМШ, ДХШ, колледжей и других образовательных и досуговых учреждений, предоставилась возможность познакомиться с некоторыми из них. Предполагаемые для обсуждения вопросы планировались  организаторами, рассматривать их предстояло в   первую очередь гостям, приехавшим из разных сибирских регионов. Но прежде хотелось получить информацию из первых рук: какие же вопросы сегодня считают наиболее важными лидеры школ искусств, что их беспокоит, а что вселяет надежду? И, пообщавшись, нельзя было не удивиться: каждый руководитель и каждое учреждение по-своему уникальны.

РЕКОРДСМЕНЫ – ДИРЕКТОРА

Вот, например, Екатерина Георгиевна Евдокимова – директор Берёзовской детской школы искусств –  стоит за штурвалом образовательного корабля, по её шутливому выражению, с 79-го года прошлого века! И ей есть с чем сравнивать.

– У нас суперактивная школа, – не без гордости рассказывает директор с «гиннессовским» стажем. – В прошлые годы наши учащиеся, педагоги участвовали в краевом форуме одарённых детей, сегодня мы с коллегами приехали на съезд, его уровень ещё выше. И то, что мы узнаем, будет полезно, я думаю. Мир так устроен, что всё очень быстро меняется, надо успевать. Работать было интересно всегда, но сейчас сложнее, поскольку нормативная база меняется с безумной скоростью, много новых документов, и о том, как ориентироваться в их потоке, хочется сегодня услышать.

По мнению Е. Г. Евдокимовой, одарённых детей в области культуры и искусства, об особенностях работы с которыми говорилось на съезде, сегодня не больше, чем, скажем, в советские годы. Однако раньше такого пристального внимания звёздочкам не уделялось. А теперь они наперечёт и сопровождаться должны от начала обучения и до его завершения. Система сопровождения юных талантов – стоящая, считает опытный педагог, им нужна поддержка, нужны предпрофессиональные программы, чтобы дети определились в профессии и в дальнейшем стали музыкантами, художниками, преподавателями. Вместе с тем не должны ущемляться и права других учащихся, пришедших в школу для общего развития. То есть параллельно должны уживаться и предпрофессиональные программы, и общеразвивающие.

– Немало выпускников Берёзовской школы искусств остаётся в профессии, мы многое делаем, – продолжает Екатерина Георгиевна. – Например, профессор академии музыки и театра Сергей Фёдорович Найко консультирует у нас юных баянистов. В настоящее время у него в академии успешно учится наш выпускник Илья Зузенков. В Красноярском музыкальном театре работает артистом наш выпускник Дмитрий Злобин, в посёлке Тура преподаёт Ольга Артамонова, в Красноярске – Мария Ляликова, тоже наши бывшие ученицы. Есть студенты, уже играющие в оркестрах: контрабас Ольга Чупина, виолончелист Алёна Данилина. Конечно, хочется, чтобы больше ребят продолжили музыкальное образование, но от меня мало зависит – главной причиной остаётся заработная плата, а пока она невысока. Если раньше профессия преподавателя музыкальной школы пользовалась популярностью среди девочек, то теперь идти в музыканты непрестижно – и прежде всего среди родительского сообщества, а ведь именно родители влияют на выбор профессии своих детей. И даже зная о способностях ребёнка, нередко взрослые довлеют над ним, запрещая продолжать образование в области культуры. Правда, нередки случаи, когда учащиеся вопреки запретам идут заниматься любимым делом или переучиваются в дальнейшем.    

Познакомились мы и с директором музыкальной школы Ирбейского района Ириной Николаевной Поповой,  на съезд она приехала в приподнятом настроении:

– Мы открыли предпрофессиональную программу по фортепиано, заменили инструменты, сделали ремонт, прошли все проверки, лицензирование и впервые за 70 лет существования школы открыли класс домры, вырастив своего преподавателя – это Наталья Николаевна Калашникова, которая набрала восемь детишек. Вокальный ансамбль нашей школы получил звание «образцовый», оркестр баянистов занял первое место в конкурсе «Мелодии дружбы». Также я рада возможности побывать на форуме, жду чего-то нового, интересного.

Ирина Николаевна тоже не новичок в своём деле: в системе дополнительного образования – 34 года, директорский стаж – 10 лет. Уверена, что всё новое – это хорошо забытое старое, и то, что сейчас называется предпрофессиональной программой, в принципе было и раньше, когда училась в «музыкалке» она сама.

– Нас прекрасно готовили к поступлению в средние и высшие учебные заведения, – комментирует директор Ирбейской ДМШ, – и мы сейчас стараемся, благо, зарплата стала неплохая (20–22 тысячи). Но надо учесть, что наши педагоги получают «сельские» – 25 процентов, и почти все работают на две ставки.

Ирина Николаевна не скрывает, что совмещает административную и педагогическую деятельность (хоровое дирижирование и общее фортепиано) весьма охотно – иначе было бы скучно. Но по сути большая нагрузка на преподавателей не может положительно сказаться на качестве, и всё же они идут на это: во-первых, ради заработка, во-вторых, у них часто нет другого выхода – кадров не хватает.

– Лет через пять нашему основному составу пора бы уже и на отдых, – виновато улыбается И. Н. Попова, – но меня беспокоит: а кто нас заменит? Молодых в коллективе мало…

Как мало молодёжи наблюдалось среди участников форума, так и крайне мало встретилось представителей сильного пола, и всё же нам удалось заприметить одного из уникальных директоров – заслуженного работника культуры РФ Валерия Михайловича Васильева. В родной отрасли он трудится около 40 лет и 20 из них возглавляет детскую музыкальную школу № 3 г. Красноярска. В 2014 году ей было присвоено имя известного музыканта, педагога Бориса Георгиевича Кривошеи, который эту школу открывал и руководил ею в течение 10 лет, называя своим лучшим творческим проектом.

– Такая картина – с малым количеством мужчин в культуре – не изменится, пока не увеличится зарплата, – констатировал нынешний директор. – Всё завязано на экономике. Почему я не ушёл? Эта сфера мне ближе и по душе, я её хорошо знаю и в другой себя не вижу. Когда начинал, то больше было творчества, а сейчас больше бумаг… У меня был замечательный коллектив (я руководитель оркестра народных инструментов), и мы проехали от Владивостока до Парижа. Затем предложили временно (!) поработать  директором, что длится уже много лет. Если бы знал, что так будет сегодня, тогда бы я крепко подумал…

В. М. Васильеву приятно, что школа № 3 имеет репутацию «самой мужской»: из 34 преподавателей – 13 мужчин, что является своеобразным рекордом. И, конечно, в этом немалая заслуга директора, уверенного, что школа без мужских рук – скучная школа, поэтому при подборе кадров, при равных условиях, старается отдавать приоритет сильному полу.

Доволен также Валерий Михайлович переводу подопечного учреждения в статус автономного, что даёт некоторые финансовые преимущества. Примеру прогрессивного мужа последовала и Людмила Семёновна Скоробогатова, которая возглавляет другую красноярскую музыкальную школу – № 9, и тоже переводит своё учреждение в разряд автономных. Два директора в одной семье – ещё одно явление из области рекордов. «Вы, наверное, соревнуетесь между собой?», – спрашиваю супругов. «Некогда нам соревноваться, – улыбаются, – работы слишком много, да в законах бы разобраться – чего от нас хотят…»

– Сидим на двух стульях, – поясняет глава семьи, – музыкальная школа относится и к образовательным учреждением, и к досуговым, непонятно, чего же больше. Получается – мы где-то около обучения... И всё-таки в последние годы настроение у коллективов заметно улучшилось – зарплаты немного возросли, активнее стали родители. У нас 400 учащихся, родителей ещё больше – и всем хочу сказать большое спасибо за понимание, помощь. Мы сделали шикарный концертный зал с прекрасной акустикой, скоро поставим кресла и откроем. Ребёнок должен воспитываться в красоте: чтобы классы были сверкающие, инструменты – лучшие, а преподаватели – ухоженные и приветливые, тогда и ученики будут на занятия стремиться.

МИНИСТР В РОЛИ УЧЕНИКА

Трудно сказать, удалось ли получить ответы на свои вопросы участникам дискуссионной площадки – по окончании многие поспешили в БКЗ филармонии на сводный концерт творческих коллективов Сибирского федерального округа, поговорить об итогах просто не удалось. Пришлось с этой целью задержать министра Новосибирской области Василия Ивановича Кузина, тоже оказавшегося среди участников. На его взгляд, «разговор получился взвешенный: читались какие-то достижения, проблемы, намечались предложения на перспективу. И каждый мог что-то ухватить для себя». Другое дело, что ввиду нехватки времени,  дискуссии, как задумывалось, не получилось. Но встреча явно прошла не напрасно.   

Коллеги из разных регионов обменялись статистикой: сколько же выпускников ДШИ, ДМШ, ДХШ продолжают дальнейшее обучение в родной отрасли? По информации директора Кемеровского областного учебно-методического центра работников культуры и искусства Натальи Сергеевны Павлюк, в ССУЗы поступают всего 9% кемеровских ребят, а в результате к профессии приходит лишь 3,9%, причём это далеко не худшие показатели по стране. Что интересно, в Красноярскую академию музыки и театра поступило 6% выпускников из Кемеровской области, несмотря на то, что в столице региона есть свой сильный вуз, отметивший недавно 40-летие, и многие красноярцы получили в нём образование, – это Кемеровский университет культуры и искусств. А вот в г. Омске, тоже имеющем развитую систему художественного образования, до сих пор нет своего вуза культуры, но вопрос по его созданию решается, об этом сказала в своём выступлении начальник Омского управления  культуры и искусства Г. Н. Беда. Многие согласились с мнением Галины Николаевны о том, что уровень проводимых сегодня конкурсов нередко не соответствует названию, и региональные бывают сильнее международных…

Порадовала собравшихся своим бодрым настроем и такими же оптимистичными цифрами директор Бердской детской музыкальной школы им. Г. В. Свиридова (Новосибирская область) Нина Александровна Соболевская. По её словам, в результате предпринятых педколлективом усилий 25% (!) выпускников школы продолжают обучение в ССУЗах и вузах отрасли.

Эталонной назвал систему музыкального образования, сложившуюся в Новосибирске, заслуженный деятель искусств РФ, профессор КГАМиТ, руководитель камерного оркестра М. И. Бенюмов. Под одобрительные аплодисменты зала Михаил Иосифович признался, что мало разбирается в документах, программах и «дорожных картах», о чём долго рассуждали коллеги, и неохотно заполняет журнал –  «время жаль на это тратить». С болью говорил о проблемах: во многих музыкальных школах Красноярского края нет струнных классов, либо были, но утрачены; с юными талантами преподаватели часто работают «по системе натаскивания», в результате чего дети теряют и потенциал, и самостоятельность; обескураживают почти бесконкурсные наборы в колледжи искусств.  Особенно маэстро сокрушался по поводу отсутствия в Красноярске специализированной 10-летней школы (в Новосибирске таких две!) с задействованием кафедры академии, позволяющей готовить звёздочек к профессии музыканта, в частности скрипача, с раннего возраста, а по поводу предпрофессиональных программ профессор высказался категорично: «Я такого не понимаю, это как рыба второй свежести: либо готовим к профессии, либо не готовим…».

И всё же надо отметить, что говорили не только выступающие, элементы дискуссии присутствовали, и внёс их в первую очередь приглашённый министр Василий Кузин, он сидел в зале и часто задавал уточняющие вопросы, иногда и комментировал. Василий Иванович – министр молодой, на эту должность он назначен в сентябре прошлого года, и во все тонкости ему хочется вникнуть:

– Почему я выбрал эту секцию? Основы культуры закладываются в детях, соответственно в нашей системе образования. Поэтому мне важно знать, что в ней происходит, и я не стеснялся задавать вопросы – министр должен хорошо разбираться. И пора от слов переходить к делу. Если идея этого форума – координация усилий сибирских регионов в сфере культуры, то она очевидна. У нас уже был опыт работы координационного совета, теперь, к сожалению, он прекратился. Но, разговаривая  на съезде  с коллегами – министрами культуры, я убедился, что все мы понимаем важность взаимодействия. Выступая на пленарном заседании, я постарался донести информацию о тех проектах, которые мы сегодня пробуем, и они могут быть реализованы не только у нас, но и у сибирских коллег по принципу: «Делай с нами. Делай, как мы. Делай лучше нас!».

Министр вкратце обрисовал проект Новосибирской области «ОКОЛОтеатральный журнал», имеющий и электронную, и печатную версии, и предложил и красноярцам участвовать в размещении своих материалов, чтобы сделать их достоянием общесибирским.

С воодушевлением рассказал наш гость из Новосибирска и о своей идее, которую назвал так: «Россия поёт песни Победы».

– Проект не приурочен к предстоящему юбилею Победы, – уточнил Василий Иванович, – он рассчитан на длительное время и может стать национальным. Суть проста: единство народа создаётся общей территорией, языком, историей и… песнями, которые поёт народ. Сегодня у нас нет единых песен, раньше были. Предлагаю взять за основу 20 лучших песен Великой Отечественной войны и выучить их. Здесь даже не исполнение главное, а то, чтобы песни все знали. Давайте возьмём на себя обязанность, чтобы все учащиеся школ искусств за семь лет выучили эту двадцатку, чтобы к выпуску из школы каждый знал наизусть. Взрослые могут разучить самостоятельно или при дворцах и домах культуры. И тогда, попадая в любую среду, мы сможем петь общие песни, зная, что нас объединяет. Сегодня же, увы, мы открываем съезд работников культуры гимном страны, и никто не поёт…  Значит, надо начать с гимна. А 1 сентября в Новосибирском колледже культуры и искусства, где я побывал вместе с вице-губернатором области, весь колледж встал, когда зазвучал гимн, и запел. Как я был горд! (Я тоже пел, а вице-губернатор смотрел удивлёнными глазами). Если запоёт вся Россия – это будет сильно!


Светлана ШИДЛОВСКАЯ,

редактор Красноярского краевого научно-учебного центра кадров культуры.