об этом знают участники краевого пленэра в п. Шушенском

 

В начале марта в красноярском Доме художника закрылась выставка работ учащихся по итогам летнего путешествия 2014 года в широко известный музейный комплекс. «История материальной культуры сибирского села на рубеже XIX–XX веков глазами молодых художников» – так  она называлась.

Закрытие проходило в торжественной и в то же время непринуждённой обстановке, ведь здесь собрались друзья и хорошие знакомые: преподаватели, родители, любители живописи и, конечно, ребята – главные виновники торжества, осваивающие премудрости изобразительного искусства.

В августе прошлого года 20 учащимся детских художественных школ и 5 студентам Красноярского художественного училища (техникума) им. В.И. Сурикова посчастливилось участвовать в краевом летнем пленэре, проходившем в четвёртый раз в Историко-этнографическом музее-заповеднике «Шушенское». И если для «суриковцев» и представителей Дивногорской ДХШ им. Е. А. Шепелевича погружение в прошлое сибирской деревни уже не было в новинку, то для учащихся из Енисейска, Железногорска и Зеленогорска, впервые принявших участие в этом полезном, многоплановом проекте, поездка на юг края стала настоящим творческим открытием. Причём не только для ребят, но и для их наставников – опытных художников и педагогов.

Например, преподаватель с 38-летним стажем Железногорской ДХШ Сергей Семёнович Карбушев признался в разговоре, что музей-заповедник видел до этого лишь однажды – в далёком детстве, будучи делегатом краевого пионерского слёта. Понятно, что оказаться в знакомом месте спустя несколько десятков лет было особенно приятно и трогательно.

– Когда я узнал о существовании такого интересного проекта, то мне сразу захотелось, чтобы и наши ученики в нём участвовали, – рассказал Сергей Семёнович. – Поэтому мы были необычайно рады, получив  приглашение. Взяли не выпускников, а третьеклассников, кому ещё год учиться, и не ошиблись. Ребята хорошо проявили себя, а вернувшись, стали активнее, серьёзнее заниматься. И до сих пор живут этими впечатлениями, спрашивают: «Не поедем ли в следующем году?».

Пленэры в учебном процессе очень важны, а выездные – тем более, но с каждым годом они обходятся всё дороже. Раньше мы постоянно ездили на Алтай, на Байкал, во Владимир, где каждый год проводится фестиваль, и для нас все поездки весьма плодотворны, потому что затем, как правило, проходят отчётные выставки, и нашим «туристам» надо не только отдохнуть, но и активно поработать. Поездка в Шушенское не стала исключением – мы успевали и порисовать, и побывать на экскурсиях.

За неделю, проведённую на территории музея-заповедника, начинающие художники выдали на-гора в среднем по 12–13 работ, что, по мнению С.С. Карбушева, немало. Но на выставку было отобрано всего по две картины от каждого участника. Посовещавшись, педагоги выбрали лучшее из того, что получилось, сразу по окончании пленэра. И для некоторых юных живописцев стало неожиданностью увидеть на стенах выставочного зала другие свои творения, а не те, что сами они сочли наиболее удачными. В творчестве так нередко случается, когда собственное представление не совпадает с мнением профессионалов, это во-первых. А во-вторых, преподаватели, озадачившись отбором, стремились показать наработанное учащимися во всём многообразии: разные композиции, техники, жанры…

Конечно, результаты усилий студентов художественного училища, которые уже смело пишут маслом, заметно отличаются от ученических стараний – графических и акварельных. Но это сегодня они – ученики, а завтра тоже станут студентами! Мария Емельяненко, к примеру, из Зеленогорска такую цель перед собой поставила и, судя по всему, своего добьётся. Предстоящим летом, по окончании общеобразовательной школы, девушка планирует поступить в Красноярский художественный институт, где в прошлом году стала победителем олимпиады по живописи.

Я уже окончила художественную школу, но так как готовлюсь к поступлению в институт, продолжаю учиться в 5-м профильном классе, пояснила Маша. – В музее-заповеднике побывала впервые, и мне всё очень понравилось: культура сибирского села, атмосфера. Когда у нас в городе проходят пленэры, мы специально ищем места, закоулочки, где есть что-то особенное, необычное, а здесь – целый архитектурный памятник и такое раздолье творчеству! Да, мы рисовали одни и те же дома, интерьеры, но у всех получалось по-разному. Вместе с педагогом подбирали композицию, выстраивали рисунок, конструктивную техническую часть, а в плане настроения, передачи своих ощущений – это мы сами. Одно и то же место можно нарисовать в течение дня в разных состояниях: и раннее утро, и день в разгаре, и закат – всё будет иначе. А заповедник настолько большой, что жизни не хватит, чтобы всё нарисовать, поэтому есть желание туда вернуться.

Восхитили Марию и условия проживания в так называемой Новой деревне. В распоряжении пленэристов были крестьянские избы с соответствующей обстановкой и утварью. Кто-то даже облюбовал в качестве спального места русскую печь. Так что для городских подростков ХХI века – это не просто пленэр, а путешествие в прошлое на музейной машине времени.

Преподаватель Л. Д.  Ручкина, руководившая зеленогорской группой, разделяет мнение своей подопечной:

– Приняли нас прекрасно, условия предоставили замечательные, – сказала, выступая перед посетителями выставки, Любовь Дмитриевна, – и хочется сказать спасибо всем организаторам, передать слова благодарности коллективу шушенского музея, низкий им поклон за гостеприимство. Детям очень нужны такие поездки – полезно знать свои истоки, культуру, почувствовать её каждой клеточкой. И потрудились ребята отлично, причём занимались рядом со студентами, что стало примером для подражания, настроем на новую высоту. Важно понять: творчество – не просто что-то красивенькое и воздушное, необходимо много трудиться, отдавать себя в жертву искусству, только тогда получится результат.  

А первый зам. министра культуры Красноярского края Татьяна Владимировна Веселина, поздравляя участников пленэра и вручая им памятные подарки, заверила, что понравившийся всем проект будет продолжен в 2015 году, средства в бюджете уже предусмотрены. И значит, летом историко-этнографический комплекс п. Шушенского, готовящийся отметить 85-летие, вновь распахнёт радушно двери для новой группы подрастающих мастеров кисти, которые изучая историю родного края, одновременно пишут её акварелью и маслом.

 

 

 

На снимках:

1.Таким увидела деревенский интерьер Анастасия Фаткуллина, учащаяся ДХШ им. Е.А. Шепелевича г. Дивногорска (преподаватель О.О. Фёдорова);

2.«Моя работа. В этом доме мы жили», – вспоминает с ностальгией Мария Емельяненко;

3.Сергей Семёнович Карбушев со своей железногорской командой: Анастасия Гунина, Екатерина Ромашова, Виктор Михайлов и Наталья Токарева;

4.Ансамбль «Берегиня» колледжа искусств им. П.И. Иванова-Радкевича украсил закрытие выставки;

5.Татьяна Владимировна Веселина награждает Андрея Парыгина из Зеленогорска.