Формулу успешного ансамбля выводили на практике участники межрегионального фестиваля-конкурса ансамблевой и оркестровой музыки, который состоялся недавно в Красноярске.

Конкурс проводится с периодичностью один раз в два года и, как правило, собирает целую армию одарённых детей и подростков, желающих показать своё мастерство и помериться силами со сверстниками. И нынешние творческие состязания не стали исключением, объединив общим духом борьбы и вдохновения более тысячи участников из Красноярского края, Иркутской области, республик Тыва, Хакасия и Бурятия, а это более 200 коллективов – от дуэтов до оркестров.
Прослушивания проходили в течение нескольких дней на разных площадках: в детских музыкальных школах и в Красноярском колледже искусств им. П.И. Иванова-Радкевича. Как всегда, получилось необходимое разнообразие: здесь можно было услышать и фортепианные ансамбли, и камерные (с исполнителями на разных инструментах, например фортепиано – флейта, скрипка, виолончель), и духовые, и народные. Коллективное творчество очень нравится начинающим музыкантам: оно сплачивает, увлекает совместными репетициями, концертами.
– Сольно выступать сложнее, – признались участницы квартета флейт, учащиеся колледжа искусств им. П.И. Иванова-Радкевича, а вместе – не так страшно, причём интереснее. Мы – одно целое, поддерживаем друг друга. Хотя, – уточняют девушки, – здесь свои сложности: надо вовремя вступить, внимательно слушать других, ответственность возрастает. Не хочется никого подвести, в первую очередь нашего педагога – Анну Евгеньевну Клименко.
И они не подвели! Флейтистки – Мария Фёдорова, Дарья Устинович, Наргиза Ачилова и Елизавета Торгашина – заняли первое место в возрастной категории до 19 лет среди ансамблей духовых и ударных инструментов и были так счастливы и довольны результатом, что не спешили расходиться по окончании заключительного гала-концерта. Ведь когда выигрываешь командой, то и ценность победы увеличивается многократно, в данном случае, в квартете, – в четыре раза!
– Без коллективного музицирования невозможно воспитать музыканта, в частности скрипача, – уверена Людмила Александровна Коломейцева, руководитель ансамбля струнных инструментов «Созвучие» ДШИ № 8 г. Красноярска, также блеснувшего на конкурсе, – поскольку наш основной вид работы – оркестр. Поэтому любой струнник или духовик обязан заниматься в ансамбле, это должно быть в каждой музыкальной школе, но, к сожалению, не везде такая работа ведётся из-за отсутствия специалистов.
Детской школе искусств № 8, в которой Людмила Александровна трудится со дня основания – 20 лет – и воспитывает немало будущих профессионалов, явно повезло. Ансамбль «Созвучие», основанный этим увлечённым педагогом, успешно звучит уже 17 лет, за это время он добился звания «Образцовый коллектив», а его бессменный руководитель удостоен почётного звания «Заслуженный работник культуры РФ». Прошедший фестиваль-конкурс в очередной раз подтвердил, что их награды по-настоящему заслуженны: и младшая группа ансамбля, и старшая стали победителями в своих возрастных номинациях – до 12 и до 15 лет. Однако если ребятам помладше практически не было конкуренции – жюри присудило им первое место, а ближайшим соперникам – лишь третье (минуя второе), то старшей группе пришлось сложнее – здесь борьба шла такая острая, что судьи не смогли выделить одного лидера, отдав предпочтение сразу двум коллективам, причём на каждой ступени пьедестала.
При желании участники фестиваля-конкурса могли отличиться не в одном, а в двух и даже трёх составах: в дуэте, ансамбле и оркестре, или в дуэтах, квартете и т.д. И некоторые начинающие музыканты умело воспользовались такой отличной возможностью: если уж состязаться, то на сто процентов. Например, Дарья Манза (скрипка) завоевала Гран-при, разделив победу с подругой по сцене Ариной Яврумян (фортепиано), а также внесла свою лепту в успех младшей группы «Созвучия». Арина, в свою очередь, тоже не подкачала, победив ещё и в фортепианном дуэте со Златой Шардиной. Хочется отметить, что Даша – воспитанница профессора Красноярской академии музыки и театра Михаила Иосифовича Бенюмова, а педагог Арины и Златы – Нона Вальтеровна Зуева, поэтому успех девочек – во многом их заслуга.
Кстати, член жюри фестиваля-конкурса в номинации «Ансамбли струнных инструментов», преподаватель Норильского колледжа искусств, кандидат педагогических наук Светлана Владимировна Степанова, с которой мне тоже удалось познакомиться, очень уважительно отзывалась о выступлениях красноярских коллективов, в том числе из детской школы искусств № 8, но, улыбнувшись, заметила, что сильнее в этот раз были всё-таки норильчане:
– Мы привезли несколько ансамблей и собрали всевозможные награды, – поделилась Светлана Владимировна, – во второй раз взяли Гран-при, заняли два первых и два вторых места. Даже профессор Пурыжинский Максим Владимирович, который преподаёт в Московской консерватории, посмотрев выступление нашего дуэта, с удивлением сказал: «Очень даже неплохо!». А зрители в зале кричали «браво!». Конечно, было приятно: я испытала чувство гордости за своих ребят и за свою работу. Также горжусь тем, что в Красноярском камерном оркестре все виолончелисты – выпускники нашего колледжа, мои ученики.
С.В. Степанова приехала на фестиваль-конкурс не только в качестве члена жюри, но и руководителя коллективов, и так совпало, что норильский ансамбль виолончелистов, завоевавший Гран-при, тоже называется «Созвучие», как и у красноярских скрипачей. Среди членов жюри, как обычно, были известные педагоги-музыканты, приглашённые из Москвы, Новосибирска, Томска, Абакана, Кызыла, но основной состав творческой судейской коллегии сформирован всё же из красноярских преподавателей, профессоров, которые не могут отстранить своих учеников от участия в конкурсах. Как же судят члены жюри в таких случаях? Они не ставят баллы своим воспитанникам и не участвуют в обсуждении их выступлений.
Именитые музыканты провели для конкурсантов мастер-классы, дали напутствия и подрастающим инструменталистам, и их наставникам. В частности, пожелали более осторожно и тщательно подбирать репертуар, который может сослужить добрую службу, а может и, наоборот, привести к провалу.
– Программа должна быть одновременно интересной, разнообразной, неизбитой и обязательно по силам исполнителям, – уточняет опытный педагог С.В. Степанова. – Если берётесь за популярное произведение, то исполнять его нужно блестяще, на 10 баллов. Если преподаватель видит, что учащиеся недопонимают определённую музыку, не доросли по возрасту, то не следует включать её в программу. Приветствуются новые свежие аранжировки.
Стоит добавить, что в Красноярском колледже искусств им. П.И. Иванова-Радкевича есть собственный аранжировщик – это тонкий музыкант, преподаватель фортепиано Наталья Павловна Ишкова, которая с увлечением делает прекрасные аранжировки, причём не только для ансамблей родного колледжа, но и для других коллективов, с которыми давно и плодотворно сотрудничает.
Но никакая, даже самая лучшая, аранжировка не спасёт, если пьеса будет сыграна нечисто и неумело. Поэтому все юные и молодые музыканты, добившиеся на конкурсе победы и даже Гран-при, показали чистое интонирование, качественное звукоизвлечение и, конечно, общую слаженность – без этого ансамблевая музыка невозможна и талант отдельных участников бессилен.
– А я, например, вообще не люблю слово «талант», – сказала моя соседка по зрительному залу Ольга Владимировна – мама З. Шардиной. – Предпочитаю способности и трудолюбие, когда они есть – будет и творчество, будет и успех!
 
Фото автора.

На снимках:
В. Водолагин – один из участников ансамбля «Красноярский sax-band», занявшего 1-е место.
Д. Манза и А. Яврумян отличились в нескольких номинациях.
Флейтистки Д. Устинович, Е. Торгашина и Н. Ачилова не хотели расходиться после концерта.
Домристы из оркестра народных инструментов Красноярского колледжа искусств.
Дуэт аккордеонистов – К. Камалдинов, И. Шевченко – обладатель Гран-при.
Л.А. Коломейцева обрадовала участников «Созвучия» предстоящим чаепитием.