В краевой столице с успехом прошёл музыкальный форум «Новые имена Красноярского края», в котором, как всегда, блеснули яркие звёздочки   

ФИЛАРМОНИЯ ПРИНАДЛЕЖАЛА ДЕТЯМ

События форума, проходившего под эгидой Межрегионального  благотворительного фонда «Новые имена», состоялись на гостеприимных площадках организаторов – Красноярской краевой филармонии, где в течение недели царило особое оживление, а дети привнесли свежие краски и заметно украсили это большое пространство; и Красноярского краевого научно-учебного центра кадров культуры, где разместились директора, завучи школ искусств, приехавшие из разных городов и районов на курсы повышения квалификации, которые также входили в программу мероприятия.

В общем, мастерство повышали и взрослые, и дети. И если педагоги чинно заседали на лекциях, семинарах-совещаниях, обсуждая под руководством московских специалистов (Д.К. Кирнарской, С.Ф. Максимовой) серьёзные вопросы, решая свои, взрослые головоломки, то учащиеся осваивали знания на практике – в ходе увлекательных, ставших популярными в последнее время мастер-классов. Для их проведения были приглашены преподаватели из ведущих музыкальных вузов столицы, поэтому немудрено, что желающих попасть на занятия к мастерам было предостаточно.

Однако лишь настоящие счастливчики (45 юных дарований) те, кто уже успел заслужить это право победами на международных конкурсах, смогли предстать перед зорким оком гостей-профессионалов. Главная же интрига заключалась в том, что по итогам мастер-классов комиссии предстояло выбрать стипендиатов фонда «Новые имена». Кто же войдёт в число победителей и примет участие в заключительном концерте форума?.. 

Впрочем, и другие желающие, кого конкурсная интрига пока не касалась, отнюдь не остались в обиде, ведь занятия проходили в течение двух дней и вход был свободный – приходи, внимай, слушай.

Мы приехали из Сосновоборска, – поделилась преподаватель по классу аккордеона Жанна Сергеевна Жаренкова. –  Своего участника у нас пока нет – для этого надо показывать высокий уровень, но мы тоже стремимся. Может быть, не хватает профессионализма… А вдруг есть какой-то особый секрет, и сегодня мы его узнаем?!

«ПОСТАВЬТЕ ПАЛЬЦЫ НА ПУАНТЫ»

Особое состояние испытывали непосредственные участники действа. Алексей Мещеряков (г. Красноярск, ДМШ № 12), которому предстояло первому выступить в программе мастер-класса по аккордеону, старательно растягивал меха, репетируя подготовленные пьесы снова и снова. Подбадривавшая его Эвелина Николаевна Павшина волновалась, кажется, больше, чем ученик.

Конечно, мы волнуемся, не стала она отрицать, не каждый день участвуешь в таких событиях. Алексей учится у меня с семи лет, с девяти начал пробовать себя в роли конкурсанта и ему сразу удалось завоёвывать призовые места. Он лауреат различных творческих состязаний. В начале 2015 года был отмечен за свои достижения премией главы администрации Октябрьского района. В этом же году выиграл путёвку в «Артек».

Несмотря на то, что способный юноша играет на аккордеоне уже девятый год, он с интересом подхватывал всё то, что ему вскоре стала предлагать заслуженный работник культуры РФ Валентина Антоновна Бобышева, открывшая свой мастер-класс. Многоопытный исполнитель  – лауреат международных конкурсов, художественный руководитель и дирижёр оркестра «Виват, аккордеон!», педагог – профессор Московского института музыки им. А. Шнитке – подсказывала, как нужно поставить пальцы «на пуанты», чтобы они ловко владели клавишами, как добиться красивого пиано и т.д. Нужно было держать ухо востро и ловить каждое слово профессионала. В просторном танцевальном зале, где проходили занятия аккордеонистов-баянистов, это было не совсем легко, но все старались.

– Дети очень внимательные, не растерялись, –  подытожила затем В.А. Бобышева, – и в целом аудитория очень тёплая, преподаватели отзывчивые. Хотелось бы пожелать им быть более кропотливыми в поиске репертуара, потому что для наших инструментов не так много написано, как для классических. Быть ищущими, интересными, чтобы предлагать детям современные, а не устаревшие произведения. Над этим надо поработать.

«НУ ПОЕХАЛИ, РОДНАЯ!»

Из соседнего, тоже танцевального зала доносились звуки медных духовых инструментов, здесь творческим процессом, насвистывая и напевая, руководил заслуженный артист России Владимир Степанович Шиш. Но не потому насвистывал и напевал профессор Московской консерватории и Российской академии музыки им. Гнесиных, что у него было прехорошее настроение (хотя и оно, безусловно, присутствовало), а потому, что таким образом он наглядно старался донести до юных духовиков важные практические постулаты – играть «на струе», обязательно исполнять мелодию, а не просто «выдувать» ноты.

Не случайно профессор сразу обратил внимание на дружную минусинскую команду – Варфоломеева Дмитрия, Швецова Александра, Полежаева Дмитрия, приехавшую в сопровождении Зинура Ахметовича Абубакирова. Наверняка кто-то из них взойдёт на малую концертную сцену филармонии…  Может быть, Саша со своей громоздкой и тяжёлой трубой, которая правильно называется – туба бас? Отец пятиклассника, как выяснилось, – баянист, работает концертмейстером в фольклорном детском коллективе «Сибиринка», мать шьёт для выступлений красивые костюмы. В этом же ансамбле с раннего детства поёт и танцует Саша. Однако не баян, а тубу мальчик выбрал для себя в музыкальной школе:

– Когда я увидел этот инструмент на концерте, он сразу мне понравился – и внешним видом, и тембром.

А впервые умостившись на занятии с басистой тубой (из-за которой его и сейчас почти не видно, когда играет), Саша деловито произнёс: «Ну поехали, родная!». Сегодня одарённый мальчишка, имеющий массу наград, играет в детском духовом оркестре, который действует в Минусинской ДМШ под управлением увлечённого педагога – Иванова Александра Никитича. Возможно, в этом секрет успеха минусинских ребят-духовиков?

– Раньше в стране было много оркестров, – рассуждает В.С. Шиш, – и взрослых – самодеятельных, и детских – в музыкальных школах. Сейчас, к сожалению, такого нет. А наше поколение музыкантов – выходцы из школьных духовых оркестров. Это же очень интересно – у каждого своя роль, партия.

Но для того чтобы овладеть искусством коллективной игры, по убеждению педагога, нужно в первую очередь усвоить музыкальную грамоту.

– Теория музыки – это правила, – продолжает профессор, – а учащиеся часто не придают им должного значения, не умеют применить на практике. Тщательность нужна в исполнении, особенно в оркестре – это целая машина, иначе будет разлад. А ведь духовики – прежде всего оркестранты, и если в дальнейшем у них что-то не получается, значит, не прошли в своё время ансамблевую школу, были пробелы в теории.

НАСЛЕДНИКИ МОЦАРТА

Приходилось напоминать ребятам некоторые азы и заслуженному работнику культуры, преподавателю Академического музыкального колледжа при Московской консерватории Татьяне Владимировне Директоренко, которая подробно, внимательно работала с каждым участником, выходившим на сцену Камерного зала филармонии – именно здесь состоялся мастер-класс по фортепиано, поскольку он, что и следовало ожидать, получился самым востребованным и многочисленным.

Стараниями юных пианистов на сцене оживали произведения Ф. Шопена и Ф. Листа, П. Чайковского и Й. Гайдна, С. Рахманинова и В. Гаврилина… Казалось, в целом всё гладко в исполнении ребят, порой даже прекрасно. Но затем под руководством московской гостьи  следовал тщательный и бескомпромиссный «разбор полётов»: посадка, педали, руки, звуки – анализу подвергалось буквально всё. А как же иначе, если исполнитель пытается добиться качества звучания и донести до слушателя то, что хотел выразить композитор?!

Кстати, в числе зрителей-наблюдателей были не только педагоги, но и учащиеся школ, студенты колледжа искусств им. П.И. Иванова-Радкевича и, конечно, беспокойные родители. Например, родители Ангелины Петровой, участвовавшей в мастер-классе, приехали с дочерью из с. Ирбейское.

– Мы всегда сопровождаем дочь на подобные мероприятия, – сказала мама Светлана Давыдовна. – Музыкой она занимается с шести лет, сейчас ей 14. У Ангелины два педагога:  Арзаева Елена Леонидовна преподаёт в музыкальной школе, а курирует Маргарита Ивановна Бернякович – заведующая фортепианным отделением Красноярского колледжа искусств. Поэтому каждую субботу, уже в течение трёх лет, мы привозим дочь  в колледж.

После импровизированного занятия на сцене Ангелина призналась, что московский педагог открыла ей глаза на что-то новое, поэтому захотелось скорее сесть за инструмент и закрепить это новое на практике. А вдруг девушка войдёт и в число стипендиатов, тогда тем более надо репетировать! Или этим избранником станет, к примеру, Александр Бардин (ДМШ № 1 г. Красноярска) – сын известного органиста и внук прославленного дирижёра, имя которого носит Красноярский филармонический русский оркестр? (В анкете Саша написал, что его мечта – «Приносить людям счастье».) Или другой успешный пианист – Никита Орлов, тоже красноярец (ДШИ № 8)? Вполне может быть, что стипендиатом назовут 12-летнюю Антонину Аверьянову из детской музыкальной школы г. Зеленогорска – уж очень хвалила её игру столичный педагог.       

– Тоня на самом деле очень одарённая, – подхватывает преподаватель девочки Елена Николаевна Ценч. – И не заметить этого, мне кажется, нельзя. Я очень счастлива за свою ученицу!

Антонина рассказала, что побаивалась только поначалу – участие в конкурсах, публичных выступлениях становится уже делом привычным. В июле 2015 года зеленогорской пианистке посчастливилось выступать в австрийском городе Зальцбурге, в Мраморном  концертном зале дворца Мирабель, где когда-то играл великий Моцарт.

– Дети всегда талантливые, замечательные, – констатирует Т.В. Директоренко. – Это не зависит от географии, таланты рождаются и в больших городах, и в маленьких сёлах. Наше дело – хорошо учить, поэтому задачи педагогов очень большие. И, к счастью, везде есть энтузиасты, увлечённые своей профессией. Есть и проблемы, как всегда, но без этого не бывает. В целом впечатление прекрасное, и совершенно нет такого ощущения, что у вас провинциальный город.

Согласна с коллегой и Ольга Борисовна Галочкина, заслуженный работник культуры РФ, доцент Московской консерватории им. П.И. Чайковского, проводившая мастер-класс по виолончели:

– Все ребята способные, занимаются с желанием. Немало мальчиков участвовало, что тоже приятно. И педагоги у вас энергичные! Наш инструмент имеет свои особенности: во-первых, он большой, его трудно переносить, во-вторых, недёшево стоит. Но финансирование школ всё же улучшается, и интерес к классической музыке постепенно растёт – никакая электроника не может заменить живого звучания. У нас,  струнников, немало сложных постановочных моментов, особенно в начальный период обучения, что связано с координацией рук и т.д., – с проблемами мы боремся постоянно. Но всё это преодолимо, главное, чтобы у детей не пропадал интерес к учёбе.

 

ВИВАТ, СТИПЕНДИАТЫ!

«Дарите радость людям» – с этой замечательной, оптимистичной песни-гимна А. Пахмутовой начался концерт, который поставил не просто финальную точку форума, а восклицательный знак!  Поздравил победителей вдохновитель проекта Денис Леонидович Мацуев – президент фонда «Новые имена», народный артист России, лауреат Государственной премии. Пожать руку выдающемуся пианисту и получить награду посчастливилось шести молодым музыкантам.

И как приятно было увидеть среди них уже знакомых ребят: Антонину Аверьянову, Глеба Батанова (ДМШ № 1 г. Красноярска, преподаватель Ж.В. Сорочан) – с ним и его мамой-концертмейстером мы познакомились на мастер-классе по виолончели, Дмитрия Варфоломеева (а Саша Швецов хоть и не стал стипендиатом, но в концерте всё же участвовал).

Не менее интересно и радостно было познакомиться с другими звёздочками-искорками: Иван Иванов (ДМШ п. Большая Ирба, преподаватель Ю.И. Бехтерев) исполнил на тромбоне Ариозо И.С. Баха; пианистка Анастасия Кузнецова (ДШИ № 13 г. Красноярска, преподаватель Т.И. Замятина) – Вальс С. Рахманинова, а юный баянист Юрий Ветровский (ДМШ № 7 г. Красноярска, преподаватель Г.П. Власов), так виртуозно представил публике популярную пьесу Bossa Nova, что заслужил настоящие овации.

Но, конечно, самые бурные и долгие аплодисменты были адресованы Денису Мацуеву, который вызвал своим выступлением всеобщий восторг. И на прощание знаменитый артист, бывший стипендиат фонда, который он сегодня возглавляет, напутствовал новоиспечённых лауреатов:

– Не сомневаюсь, что это начало вашего большого творческого пути. Добро пожаловать в нашу семью – «Новые имена», у нас очень здорово! Мы рады вас видеть в нашей летней творческой школе в Суздали, на наших концертах. Сегодня праздничный день, но завтра вас ждёт ваш инструмент, и нужно снова заниматься.

И пусть не все лауреаты и участники форума пополнят в дальнейшем коллективы оркестров и филармонии, где они совсем недавно побывали, но любовь к музыке непременно останется. А это уже огромный плюс!