Одной из основных проблем в сфере культуры является, как известно, дефицит кадров. Об этом много говорят, пишут, но что же делается конкретно, на практике? Неужели всё так и остаётся на уровне констатации факта и не более того? Хочется сразу разочаровать скептиков и приободрить оптимистов – делается, и причём немало! «Тогда где же результаты?», – спросят и те и другие. А вот тут необходимо набраться терпения, примерно так же, как поступают участники и организаторы творческой школы для одарённых детей, очередные занятия в которой проходили на базе оздоровительного комплекса «Гренада» во время ноябрьских каникул.

ПОГРУЖЕНИЕ В МУЗЫКУ

– Наша творческая школа – явление, можно сказать, уникальное, – поясняет инициатор проекта и бессменный его руководитель Ольга Генриховна Тихомирова. – В других регионах тоже работают такие программы, но отличие нашей школы состоит в том, что мы создаём для ребят среду погружения в профессию. Причём всё это, важно отметить, бесплатно. Проект уже несколько лет реализуется в рамках государственной программы Красноярского края «Развитие образования» на 2014–2016 годы.

Ольга Генриховна, возглавляющая методический отдел, который занимается выявлением и поддержкой одарённых учащихся в сфере культуры, не без гордости расшифровывает, из чего же складывается среда погружения. Прежде всего для занятий с подающими надежды инструменталистами приглашаются профессора Красноярской академии музыки и театра, которые являются носителями лучших традиций инструментального исполнительства (баян, скрипка, фортепиано и др.), сложившихся в нашем крае за долгие годы.

Но если приглашённые педагоги-кураторы возвращаются из «Гренады» в Красноярск, где продолжают занятия с городскими ребятами, то преподаватели музыкальных школ и их ученики, приехавшие из других городов и районов края (всего было 50 детей), находятся на территории оздоровительной базы почти 10 дней, заряжаясь общей творческой энергией и совместными планами.   

– Это очень важно, – комментирует многоопытный педагог-музыкант, заслуженный работник культуры Александр Васильевич Зубков, приехавший с двумя своими воспитанниками из Зеленогорска. – Когда мы встречаемся здесь с коллегами, делимся тем, что накопили. Иногда выясняешь для себя, что знаешь какие-то моменты, но не применяешь, а это, оказывается, даёт эффект. Обнаруживаешь подтверждение тому и на мастер-классах кураторов, и в беседах с преподавателями. Такого даже на курсах повышения квалификации не получается. Мы находимся вместе круглые сутки, поэтому общаемся постоянно, в итоге организовали совместный духовой оркестр под управлением Петра Николаевича Казимира.

Приятно чувствовать постоянную поддержку со стороны Красноярского центра кадров культуры, видеть заинтересованность наших кураторов. Несмотря на то, что сюда приглашаются способные учащиеся, у всех уровень подготовки разный, а профессора творят с ними чудеса, в результате многие из этих ребят выбирают стезю музыканта.

ВПЕРВЫЕ В ТЕАТРЕ

Для того чтобы участники творческой школы как можно больше узнали о будущей профессии, познакомились с ней не только с парадной стороны, но и изнутри, организуются выезды в красноярские театры, филармонию. Юным дарованиям предоставляется возможность побывать на концертах, музыкальных спектаклях не просто в роли зрителей, а в роли потенциальных исполнителей, участников оркестров. Они почти на равных подходят к оркестрантам, игру которых только что слышали, задают вопросы, общаются. Кроме того, сами выступают на сцене колледжа искусств имени П.И. Иванова-Радкевича. Вот оно погружение! Такое многим учащимся, особенно из периферии, до недавнего времени и не снилось!

– Что и говорить, – подтверждает заслуженный работник культуры Юрий Иванович Бехтерев, которого называют одним из основных поставщиков кадров по духовым инструментам, – я приехал с двумя учениками из посёлка Большая Ирба, младший из них и в театре ни разу не был, и Красноярска прежде не видел, и в поезде не ездил. Конечно, родители вначале переживали, боялись отпускать сына, но потом решились, потому что всё – для его же блага. Родительская заинтересованность при обучении должна быть обязательно, я считаю, если её нет, проку не будет.

Воспитанники Юрия Ивановича постоянно участвуют в краевом музыкальном форуме, и непременно кто-то из них становится стипендиатом Фонда «Новые имена». Недавно прошедший форум не стал исключением, в число лауреатов вошёл ученик Ю.И. Бехтерева Иван Иванов (тромбон).

ВИРТУОЗЫ БЕНЮМОВА

Кстати, не только он, но и другие стипендиаты оттачивали своё мастерство в ноябре в «Гренаде». А лауреату Глебу Батанову (виолончель) из красноярской ДМШ № 1 фортуна улыбнулась особенно открыто –  в числе нескольких инструменталистов, бывших участников творческой школы, ему выпала честь выступить в концерте «Юные виртуозы с Красноярским камерным оркестром под управлением Михаила Бенюмова», который блестяще прошёл в Доме офицеров. Как нетрудно догадаться, идея проведения таких интересных программ принадлежит заслуженному деятелю искусств РФ, заслуженному артисту России Михаилу Иосифовичу Бенюмову, который является постоянным наставником подрастающих дарований:

– Это одно из тех дел, которые я обязан выполнять как музыкант, поскольку это единственное условие того, что через 10–15 лет наша профессия будет жить. В творческой школе, как правило, учатся дети талантливые, получают методическое сопровождение. Наша профессия, как джунгли с непроходимыми тропами – если нет проводника, то легко заблудиться и стать жертвой…  Но есть проводники – профессора академии музыки и театра, которые здесь работают, которые укажут для детей надёжную тропу. И я надеюсь, что они пойдут дальше и станут нашими коллегами. Могу так говорить, потому что камерный оркестр на сто процентов состоит из воспитанников красноярских учебных заведений, в том числе нашей академии.

Когда-то те артисты, которых вы можете увидеть в составе Красноярского камерного оркестра, тоже были детьми и начинали в качестве солистов в нашем проекте: Леонид Жуковский, Марина Гаджиева, Алина Куроедова, Римма Бенюмова… Все они прошли ответственный этап – от выступлений с оркестром в возрасте 10–12 лет до опытных музыкантов. Это же не только демонстрация дарования, но и школа выступления. На сцене учит играть только сцена. И чем чаще начинающий артист появляется перед публикой, тем ближе он к профессии.

ДЕРЕВНЯ СКРИПАЧЕЙ

Опыт известного музыканта, педагога ценится на вес золота, вот потому к нему спешат на мастер-классы с замиранием сердца как юные скрипачи, так и знающие учителя. 

– Для нас это кладезь мудрости, знаний, мастерства, – восхищается преподаватель каратузской  школы искусств Галина Игоревна Кроткова, приехавшая в творческую школу с ученицей Софией Лещёвой, которая в свои 13 лет серьёзно мечтает о карьере музыканта. – Общение с Михаилом Иосифовичем даёт нам очень много. Мы столько всего получаем на его занятиях, что прорабатываем потом у себя целый год, ведь задания он предлагает непростые, уровень очень высокий.

Надо заметить, что и сама Галина Игоревна не новичок в своём деле – стаж превышает четверть века, высшая категория. Но не это главное, а то, что благодаря её энтузиазму и увлечённости Таяты, где базируется скрипичное отделение Каратузской ДШИ, теперь уважительно называют «деревней скрипачей». Приехала в Таяты Г.И. Кроткова 13 лет назад, набрала учеников, и так успешно и живо пошёл процесс, что желающих становилось всё больше. Осваивают ребята премудрости игры на скрипке в стенах родной общеобразовательной школы, из 80 учащихся примерно четвёртая часть умеет обращаться с инструментом, который, казалось бы, слабо соотносится с деревенским образом жизни. И тем не менее детское хобби таятских скрипачей нередко перерастает в главное предназначение – выпускники Галины Игоревны овладевают мастерством в вузах и колледжах, некоторые уже трудятся на музыкальной ниве. Одну из бывших учениц преподаватель увидела… на экране телевизора, во время сюжета о международном конкурсе «Новая волна» – девушка в первых рядах играла в оркестре! 

Не проходят, значит, бесследно многочисленные концерты и фестиваль классической музыки, который ежегодно проводит вдохновенный педагог в Таятах, не напрасны  совместные старания наставников.

И не столь принципиально, какой из инструментов призывно-маняще звучит в руках истинного учителя: завладеть деревней, оказывается, может скрипка, а городом – например, баян.

БАЯН КАК ОРГАН

На протяжении многих лет профессор Красноярской академии музыки и театра, заслуженный артист России Сергей Фёдорович Найко опровергает на практике слухи о том, что баян и аккордеон устарели, пора им, дескать, посторониться. 

– Об ослаблении интереса к нашим инструментам твердят давно, – подтверждает профессор, – но то же самое можно сказать и о любых других: о скрипке, гобое, виолончели и даже о фортепиано. Да, баян, аккордеон были суперпопулярными в своё время, но перестали быть таковыми, потому что модными стали иные инструменты, гитара, например. К тому же важную функцию взяли на себя проигрывающие устройства.  А теперь тем более – компьютер, Интернет… 

Главной причиной всё-таки является проблема кадров в музыкальных школах. Если в определённом населённом пункте Красноярского края были баянисты, но они отжили свой век, а на их место никто не приехал, вот тогда инструмент и вымирает. Поэтому важно, чтобы на местах руководство культурой смотрело на шаг – два шага вперёд, следило за тем, как складывается кадровый потенциал, чтобы своевременно привлечь молодого специалиста, предоставить условия, иначе никто не приедет. 

Сергей Фёдорович готовит будущие кадры неустанно: он преподаёт и в академии, и в колледже, при академии музыки и театра. Кроме того, является куратором для одарённых детей, в частности в творческой школе, и кто-то из них обязательно возвращается в студенческие аудитории, где некогда бывал в качестве гостя и экскурсанта. Сергей Павин, к примеру, успешно учится на 4-м курсе колледжа, Илья Зузенков, имеющий массу наград, в том числе медали молодёжных Дельфийских игр России, – на 5-м курсе академии. Талантливые юноши  приезжали в «Гренаду» с концертом в числе других участников студенческого десанта, показав учащимся творческой школы, как велики возможности баяна и аккордеона, как удивительно красиво и разнообразно они звучат. 

– Баян – это инструмент широкого применения. На нём можно исполнять и пьесы, написанные для органа, и для фортепиано со скрипкой, – рассказывал ребятам на концерте С.Ф. Найко в роли ведущего.

Ежегодно в ноябре  в Красноярской академии музыки и театра проводится цикл вечеров баянного и аккордеонного искусства, инициатором, идейным вдохновителем которого является профессор С.Ф. Найко. Билеты, как правило, исчезают в кассе задолго до открытия. И кто решится после такого аншлага утверждать, что эти инструменты в Красноярске непопулярны?..

При увлечённых, истинных наставниках и результаты соответствующие! Музыканты со своей задачей справляются, взращивают и лелеют достойную смену. Но кадры мало взрастить, их необходимо поддержать в социальном плане, а это тема отдельная…

 

На снимках:

На занятиях сложился временный детский духовой оркестр.

С.Ф. Найко умеет найти подход к юному таланту.

В «Гренаду» прибыл студенческий десант.

 

 

 #кнуц #запискинаполях #культураКрасноярья