Уже в полную силу хозяйничает заступивший в свои права 2016 год, и мы безропотно ему подчиняемся, но мыслями нередко возвращаемся к году ушедшему, анализируя, вспоминая, что он нам принёс, что подарил, чем удивил. Спрашивая себя, какой же подарок мне преподнёс 2015 год, я особо не сомневалась с выводом, быстро рассудив, что наиболее яркие впечатления были связаны с драматическим театром им. А.С. Пушкина, который я открыла для себя заново спустя много лет, и думаю, что не я одна…

«ПАСТУХ И ПАСТУШКА» РЯДОМ

Большое значение, конечно, имело долгожданное завершение реконструкции театра и открытие обновлённого здания в феврале прошлого года. Правда, увлечённая оперой, я поначалу восприняла эту информацию лишь как хорошую новость, не более того, и только осенью, благодаря приглашению знакомой, начала свои регулярные походы в драму.

Первый же спектакль, который мне посчастливилось посмотреть, – «Пастух и пастушка» по повести Виктора Астафьева (режиссёр-постановщик заслуженный деятель искусств России Алексей Песегов) – покорил сразу и окончательно, что отнюдь не случайно. Прекрасная проза нашего земляка-классика, волнующая военная тема, достойная постановка, потрясающая музыка и вдумчивая, трепетная игра актёров – всё это вкупе так сильно воздействует, что трудно сдерживать слёзы. Да и надо ли?..

Не для того ли трудился писатель и старался театральный коллектив, чтобы всколыхнуть сердца, показать ужас войны, её нелепость, чудовищное несоответствие с жизнью простых, далёких от политики людей?! И ужас, и нелепость усиливаются оттого, что главные герои – искренние, чистые, юные, не успевшие в годы мирной жизни познать любовь и встретившие друг друга, испытав короткое счастье, на военном перепутье.

Молодые и очень интересные актёры Никита Косачёв (Борис) и Анастасия Малеванова (Люся), на мой взгляд, блестяще справляются со своей сложной задачей – их героям веришь, ими восхищаешься, им сочувствуешь.

До глубины души пронизывает голос за кадром, читающий письма матери к сыну, полные любви, тепла родного дома и безумной тревоги, которую женщина всячески пытается скрыть. Голос, душевность и высочайшее мастерство принадлежат заслуженной артистке России Галине Саламатовой.

Как известно, премьера этого своевременного спектакля состоялась 9 мая 2015 года и была посвящена 70-летию Победы, и хочется верить, что «Пастух и пастушка» надолго задержатся в репертуаре театра и будут радовать, волновать, вызывать слёзы, задевать за живое красноярского (и не только красноярского) зрителя. А ещё хотелось бы, чтобы в зале как можно чаще появлялись школьники вместе с учителями литературы или классными руководителями. А то ведь как у нас обычно случается? То, что имеем, – не используем, не замечаем.

Взять для примера мемориальный комплекс и библиотеку-музей В.П. Астафьева в селе Овсянка. На родину нашего именитого земляка приезжают отовсюду, нередки гости из-за рубежа. Но очень ли многие красноярцы, дивногорцы, которым до астафьевских мест рукой подать, могут похвастать хотя бы единственным их посещением?.. Часто ли сюда наведываются студенты и учащиеся, если не брать в счёт массовый заезд во время детско-юношеского литературного фестиваля?..

Всегда ссылаемся на суету, нехватку времени. А современная пастораль, представленная краевым драматическим театром, как раз и учит – не мельчить, не суетиться, помнить о подвиге народа, ценить жизнь.

ОТ ДАМЫ ПИК ДО ЛЕОПОЛЬДА

После первой же успешной культурной вылазки захотелось посмотреть почти всё и сразу, однако это невозможно, поэтому пока удалось увидеть лишь немногое из того, что предлагает нам «Пушка» – как ласково именуют красноярцы свой старейший театр. Поскольку отношу себя к любителям классики и отчасти к разряду консерваторов, то в первую очередь предпочитаю выбирать спектакли, поставленные по пьесам знаменитых драматургов, либо по мотивам их произведений, к коим относится, например, «Дама ПиК», первоосновой которой стало великое пушкинское творение «Пиковая дама».

Непривычную постановку режиссёра Геннадия Тростянецкого одни ругают, называя её пошлой, другие хвалят, причисляя к очевидным удачам театра. Думается, что для фантасмагории разнополярные оценки – не так уж плохо. Лично мне в целом понравилось (хотя отдельные моменты всё же шокировали). Приятно поразила современная сценография, пришлось по нраву и напряжение, состояние любопытства, не покидавшее на протяжении всего действа. Одним словом, было интересно!

Не менее увлекательно открывать для себя новые имена актёров, поэтому немало добрых слов хочется сказать в адрес труппы, ведь именно актёрский состав представляет зрителю всё то, что было задумано авторами, режиссёрами, художниками и т.д. Ну и, конечно, благодаря собственному видению, уровню подготовки, способностям и таланту артисты создают разноликие образы. 

Наряду с многоопытными мастерами сцены, такими как Людмила и Эдуард Михненковы, Елена Привалихина, Виктор Лосьянов, Сергей Селеменев – все они заслуженные артисты России, в красноярской драме сегодня много молодых и начинающих актёров, которые играют увлечённо и рьяно, азартно и горячо, привнося в сценическую жизнь свою энергетику, свой нерв. Это Яна Няньчук и Максим Сарпов, Мария Алексеева и Сергей Даниленко, Анна Домникова и Виталий Козырев, Анастасия Медведева и Станислав Линецкий и другие.

Так, Виктория Болотова запомнилась в образе притягательно-милой Поли в «Тёмных аллеях» (по рассказам И. Бунина, режиссёр О. Рыбкин); Владимир Скробан органичен и убедителен, показывая приспособленческую сущность А. Буланова («Лес» по пьесе А. Островского, режиссёр-постановщик С. Ражук); Данил Коновалов чрезвычайно хорош и в жёлтых чулках и без чулок, когда сживается с ролью Мальволио («ХII ночь или Как вам будет угодно» по комедии У. Шекспира, режиссёр-постановщик О. Рыбкин). В этом же спектакле хотелось бы отметить искромётную игру заслуженного артиста России Владимира Пузанова, искусно изобразившего хитроумного и обаятельного шута Фесте.

В «Старшем сыне» (по пьесе А. Вампилова), навеявшем ностальгию по юности и невозвратным временам, очень трогателен отец семейства Сарафанов в исполнении народного артиста России Алексея Исаченко.

Нельзя не упомянуть и о другом народном артисте – Василии Решетникове, который, кажется, и не играет  – так гармонично и естественно ведёт себя в ходе театрального действия.

Чувствуют себя на сцене в своей стихии, свободно и уверенно держатся в любом амплуа неотразимый Яков Алленов и полный обаяния Андрей Киндяков, заслуженный артист России.

Особые симпатии вызывает также харизматичный Дмитрий Корявин. Помимо драматического дарования, актёр обладает красивым баритоном, играет на гитаре, успешно участвует в проекте «Красноярск поёт Высоцкого».

Кроме того, хочу доложить, что даже за короткий период мне удалось приобщить к походам в драму своих родных и некоторых знакомых, и уже у всех есть любимые постановки и любимые исполнители. Даже внучка (накануне трёхлетия) целый месяц ждала встречи с обожаемым котом Леопольдом. Правда, его приключения в театральной версии она восприняла своеобразно: не признав в наряженном «дяде» мультяшного героя, сползла с кресла и играла, напевая: «Хвост за хвост, глаз за глаз…» А после антракта отказалась идти в зал и разгуливала по красивым лестницам и фойе – благо, после реставрации есть чем полюбоваться. Вернувшись домой, всем рассказывала, как сильно ей понравилось в театре!

На снимках: А. Исаченко («Старший сын»),

В. Пузанов и А. Домникова («ХII ночь или Как вам будет угодно),

Д. Корявин, А. Киндяков и Я. Няньчук («Лес»).

Фото с сайта театра.