всё подвластно пытливым умам участников краевой музыкально-теоретической олимпиады, состоявшейся в Красноярске.

Олимпиада ежегодно собирает заинтересованных юных музыкантов-теоретиков – учащихся детских школ искусств. Так, в середине февраля в Красноярский колледж искусств имени П.И. Иванова-Радкевича съехалось около 100 человек. Причём, как и в прошлый раз, не от всех требовалось личное присутствие, поскольку самая творческая номинация «Юный композитор» – для удобства ребят из отдалённых территорий – предусматривает заочное участие: всего-то требовалось заблаговременно прислать жюри собственные музыкальные творения на определённую тему. Но на самом деле не всё так просто.

Учащимся 1–4 классов было предложено придумать инструментальный или вокальный портрет Иванушки-дурачка – литературного героя Петра Ершова из сказки «Конёк-горбунок», а учащимся 5–8 классов выпало не менее замысловатое задание – представить свои музыкальные фантазии к живописным произведениям Михаила Врубеля «Демон сидящий» или «Царевна-Лебедь». Было над чем подумать!

Однако практика прошлых лет показывает, что юных сочинителей сложные задания не пугают, а, напротив, мобилизуют. Как доказательство тому – «Сборник произведений юных композиторов Красноярского края», изданный недавно Красноярским краевым научно-учебным центром кадров культуры по итогам конкурса 2015 года. Все детские пьесы, вошедшие в сборник, интересные, разнохарактерные, хотя написаны на одни и те же стихи – Даниила Хармса и Александра Блока, а также на свободную тему.

Радует, что в списке победителей номинации «Юный композитор»-2016 значатся как новые фамилии – Бобуркова  Таисия, Коваленко Софья, Прудников Севастьян, Болквадзе Анастасия, так и уже знакомые по упомянутому сборнику – Попова Дарья, Шевелева Полина и Балбаева Алина (все они – воспитанники красноярских школ искусств), Залогина Татьяна из г. Иланского, Чебыкина Анастасия из п. Курагино. Гран-при присуждено Ульяновой Дарье (ДШИ № 9 г. Красноярска), которая и в прошлом году отличилась в старшей возрастной группе.

Витиеваты, разнообразны задания и в других олимпиадных конкурсах, где ребята слушают музыку, определяя названия пьес и их авторов, жанры, темп, размер,  дописывают окончания предложенных мелодий, вспоминают тексты песен и оперируют такими мудрёными понятиями, которые человеку несведущему кажутся непостижимыми. Например, справитесь ли вы со строением аккордов, знаете ли, что такое квинтсекстаккорд?..    

А ребята знают и неплохо справляются. Причём некоторые из них участвуют одновременно в нескольких номинациях и довольно успешно. Особенно это удаётся учащимся из краевого центра. Например, Климчук Анастасия (ДМШ № 2) заслужила Гран-при по сольфеджио и второе место – как композитор; Арасланова Алиса (ДМШ № 10) также удостоена Гран-при по сольфеджио и третьего места по музыкальной литературе; Сопов Антон (ДМШ № 2) добыл сразу два первых места.

Орлов Никита (ДШИ № 8) собрал весь пьедестал  – ему удалось стать лауреатом в трёх дисциплинах! В его копилке первое место по музыкальной литературе, второе – по сольфеджио и третье – за  авторское сочинение. Кроме того, Никита знаком педагогам и сверстникам как исполнитель-пианист – он постоянный участник и призёр инструментальных конкурсов.

Вошла в число победителей музыкально-теоретической олимпиады известная в Красноярске юная скрипачка Манза Дарья (ДШИ № 8), в багаже которой множество наград – от городского уровня до международного. На олимпиаде старательной и одарённой Даше покорились первая и третья ступени.

Как видим, изучение теории музыки хорошо помогает подрастающим музыкантам, многие из которых обязательно станут профессионалами, а общая эрудиция поддерживает в любом деле. Да, и такая сложная номинация – «Эрудит» – уже не первый год значилась в олимпиадной программе. И очень отрадно, что самый высокий уровень в ней показали воспитанники детских музыкальных школ из с. Каратузского – Вищуренко Юлия (первое место), из г. Зеленогорска – Жигулов Ефим и Жмурова Арина (второе и третье место соответственно), п. Берёзовка – Кунден-оол Марина (второе место). А ведь здесь необходима не только музыкально-теоретическая подкованность, но и общая осведомлённость: о различных фактах из жизни композиторов, произведениях, цитатах, памятниках...

Все эти увлекательные задания составляют преподаватели отделения теории музыки Красноярского колледжа искусств имени П.И. Иванова-Радкевича, они же являются постоянными членами жюри под председательством кандидата искусствоведения Ирины Игнатьевны Волонт.

Для того чтобы накопленный материал был использован и в дальнейшем, теперь олимпиадные задания специально издаются в виде сборников для педагогов-теоретиков музыкальных школ, которым они пригодятся и на уроках, и при подготовке учеников к олимпиаде. Однако на следующий год задания будут обязательно новыми, и ребятам снова придётся призвать на помощь все свои знания, догадливость и эрудицию.

И ещё неизвестно, кто больше радуется их победам и достижениям – они сами или  терпеливые и преданные наставники, такие как В.В. Пономарёв, Т.А. Белова, Н.В. Попова, Л.В. Чамлик, А.С. Малкуш  (Красноярск), И.А. Борисова (Кодинск), А.И.  Дюрягина  (Каратузское), Е.Д. Денеко, С.В. Тумкина (Зеленогорск), Л.Н. Воробьёва (ЗАТО п. Солнечный) и многие-многие другие. Те, кто без лишней патетики каждодневно и настойчиво занимается с детьми и дарит им безбрежное море творчества под названием «музыка».

 

фото